Программа развития МБОУ «Карагайская СОШ № 2 на 2024–2026 годы

Оглавление
1. Паспорт программы развития ..................................................................... 3
2. Информационная справка ............................................................................ 8
3. Проблемно-ориентированный анализ текущего состояния и
результаты самодиагностики ............................................................................. 9
4. Концепция Программы развития ............................................................. 18
5. Модель Основной образовательной программы основного общего
образования школы (реализация модели «школа полного дня») ............. 22
6. Модель управления школой ......................................................................... 25
7. Информационное обеспечение развития школы...................................... 27
8. Ресурсное обеспечение реализации программы развития ..................... 27
9. Ожидаемые результаты реализации Программы развитии .................. 31
10. Дорожная карта реализации программы развития «МБОУ
«Карагайская СОШ № 2» в рамках реализации модели «Школа
Минпросвещения России»................................................................................. 31

2

1. Паспорт программы развития
Полное наименование
организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Карагайская средняя общеобразовательная
школа № 2»

Сокращенное
наименование организации

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

Документы, послужившие 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской
основанием для разработки Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
программы развития
2. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»
(п. 4.4 паспорта национального проекта «Образование», утв.
президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным
проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
3. Стратегии развития информационного общества в
Российской Федерации на 2017 - 2030 годы,
утвержденная указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203.
4. Концепция общенациональной системы выявления и
развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ
03.04.2012 № Пр-827.
5. Основы государственной молодежной политики до 2025
года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от
29.11.2014 № 2403-р.
6. Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021 №
Р-126 «Об утверждении ведомственной целевой программы
"Развитие дополнительного образования детей, выявление и
поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности"».
7. Концепция развития дополнительного образования детей
до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства
РФ от 31.03.2022 № 678-р.
8. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р.
9. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021№ 286 «Об
утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего
образования» (ФГОС-2021).
10. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №
287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»
(ФГОС-2021).
11. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального
3

государственного образовательного стандарта начального
общего образования».
12. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об
утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»
13. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
14. Муниципальная программа «Развитие образования
администрации Карагайского муниципального округа на
2021–2026
годы»,
утвержденная
постановлением
администрации Карагайского муниципального района
21.09.2020 № 297-01-02-535.
15. Письмо Минпросвещения России от 11.05.2021 № СК123/07
Сведения о разработчиках

Ответственные: Новицкая Валентина Анатольевна, директор
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»
Рабочая группа в составе, утвержденном приказом МБОУ
«Карагайская СОШ № 2» № 208 от 24.08.2023г.

Цель программы

Повышение конкурентных преимуществ школы как
образовательной организации, ориентированной на создание
условий для формирования успешной личности ученика.

Задачи программы

1.
Проанализировать
результаты
самодиагностики
образовательной организации соответствия модели «Школа
Минпросвещения России» 2022 года.
2.
Разработать систему мероприятий для перехода на
новый
уровень
соответствия
модели
«Школа
Минпросвещения России» с учетом магистральных
направлений развития и ключевых условий.
3.
Совершенствовать
качество
образования
через
обеспечение равных возможностей для всех обучающихся и
конструировать мотивирующую образовательную среду.
4. Развивать
коллектива.

кадровый

потенциал

педагогического

5. Обеспечить внедрение системы мероприятий для
формирования
готовности
к
профессиональному
самоопределению обучающихся.
6. Разработать и внедрить новую модель внеурочной
деятельности.
7. Обеспечить улучшение благоустройства здания школы и
прилегающей территории.
Основные
результаты

ожидаемые
реализации

1. К
2024
году
освоение
модели
«Школа
Минпросвещения России» соответствует базовому
4

Программы

уровню.
К
2026
году
освоение
модели
«Школа
Минпросвещения России» соответствует среднему
уровню.
3. Мероприятия по переходу на новый уровень
соответствия модели «Школа Минпросвещения
России» отражены в дорожной карте Программы
развития
4. Обеспечивается качество общего образования,
соответствующего ФГОС, ФООП, социальному
заказу, возможностям и потребностям обучающихся.
5. Организована деятельность «Точки роста» в МБОУ
«Карагайская СОШ № 2» и сетевое взаимодействие с
другими «Точками роста».
6. Повысится
компетентность
педагогов
в
использовании
современных
педагогических
технологий, увеличится количество педагогов
участников
профессиональных
конкурсов
и
мероприятий.
7. Разработана
система
профориентационных
мероприятий с привлечением социальных партнеров
и родительской общественности.
8. Внедрена
в
действие
модель
внеурочной
деятельности
с
преобладанием
деятельности
ученических
сообществ
и
воспитательных
мероприятий. Действует Центр детских инициатив.
9. Школа является участником федеральной программы
"Модернизация школьных систем образования" в
2024-2026 годах, подпрограммы «Школьный двор»
программы «Комфортный край».
10. Разработана локально-сметная документация по
капитальному ремонту школьной столовой.
2.

Сроки реализации
программы

С 2024 года по 2026 год – 3 года

Этапы реализации

1 этап – подготовительный: с ноября 2023 – январь 2024
Разработка документов, направленных на методическое,
кадровое и информационное развитие МБОУ «Карагайская
СОШ
№
2»,
проведение
анализа
результатов
самодиагностики
образовательной
организации
соответствия модели «Школа Минпросвещения России»
2022 года.
2 этап – деятельностный (реализация): февраль 2024 –июнь
2026г.
Реализация мероприятий, направленных на достижение
результатов программы,
промежуточный
мониторинг
реализации мероприятий программы, коррекция программы.
3 этап – обобщающий (рефлексивный): июль 2026. – октябрь
5

2026г.
Итоговый мониторинг реализации мероприятий программы,
анализ динамики результатов, выявление проблем и путей
их решения, определение перспектив дальнейшего развития.
Подведение итогов и постановка новых стратегических
задач развития.
Целевые индикаторы и
показатели успешности
реализации программы

1. Сумма баллов по результатам самодиагностики в 2024
году составляет 111 баллов.
2. Сумма баллов по результатам самодиагностики в 2026
году составляет 147 баллов.
3. Ежегодно обновляется и корректируется программа по
развитию инклюзивного образования и внутренняя система
оценки качества образования.
4. 100% оценочных процедур соответствуют «Методическим
рекомендациям
по
системе
оценки
достижения
обучающимися
планируемых
результатов
освоения
программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования".
5. 100% учебных предметов включены в график проведения
оценочных процедур.
6. 90 % обучающихся занимаются в «Точке роста», с учетом
сетевого взаимодействия.
7. 100% педагогов прошли обучение по программам для
работы с детьми ОВЗ.
8. 50% учителей прошли диагностику профессиональных
компетенций (федеральной, региональной самодиагностики)
9. 50% учителей, по результатам диагностики разработали
индивидуальные образовательные маршруты.
10 Разработана и функционирует модель внеурочной
деятельности, которая удовлетворяет обучающихся и
родителей минимум на 60%.
11. До 30% увеличилось количество участников
«Движение первых» и «Юнармия».
12. 100% обучающихся начального уровня обучения
зарегистрированы на портале «Орлята России».
13. 100% обучающихся параллели 8-х классов участвуют в
проекте «Билет в будущее», проходят профессиональные
пробы.
14. 100% классных руководителей привлекают родителей,
законных
представителей
к
организации
профориентационной деятельности.
15. Модернизирован школьный двор.

6

14. Произведен капитальный ремонт кровли школы.
Источник финансирования
программы развития

Средства федеральных и краевых программ.
Средства субсидии на муниципальное задание.
Целевые субсидии.

Ответственные.
Исполнители.

Направление «Знание»
Фоминых Любовь Ивановна, заместитель директора по
учебно-воспитательной работе; Никонова Лариса Львовна,
учитель начальных классов, ответственная за организацию
работы начального уровня образования. Педагогический
совет.
Исполнители – педагогический коллектив.
Направления
«Воспитание»,
«Творчество»
и
«Профориентация».
Кайгородова Надежда Васильевна, заместитель директора по
воспитательной работе. Управляющий совет школы.
Педагогический совет.
Исполнители
–
педагоги-организаторы,
классные
руководители, родители обучающихся.
Направление «Учитель. Школьная команда».
Новикова Анастасия Алексеевна, учитель начальных
классов,
ответственная
за
работу
с
кадрами
образовательного учреждения. Методический совет.
Исполнители – методический совет, педагогический
коллектив.
Направление «Школьный климат».
Дюкова Ксения Юрьевна, психолог, ответственная за работу
с одаренными детьми.
Педагоги- психологи, специалисты ППк, социальный
педагог, совет профилактики.
Направление «Здоровье».
Кылосова
Наталья
Николаевна,
ответственная
за
валеологическое направление; руководитель школьного
спортивного клуба «Лидер» Гуляева Ирина Васильевна.
Исполнители – классные руководители, совет по питанию,
родители обучающихся, учителя физической культуры,
работники пищеблока.
Направление «Образовательная среда».
Порошин Олег Витальевич, заместитель директора по
административно-хозяйственной части.
Исполнители – педагогический коллектив, Управляющий
совет, обслуживающий персонал школы.

Управление
развития.

Программой Управление и контроль за реализацией программы
осуществляет директор МБОУ «Карагайская СОШ № 2»
7

Новицкая В.А.
Контроль реализации
программы развития

Организация осуществляет мониторинг эффективности
реализации программы развития, анализ внутренней
системы оценки качества образования в соответствии с
локальным актом. Отчетная дата – сентябрь каждого года.
По итогам ежегодного мониторинга ответственные
работники по направлениям составляют аналитический
отчет о результатах реализации программы развития.
Корректировку программы развития осуществляет директор
МБОУ «Карагайская СОШ № 2» Новицкая В. А.

2. Информационная справка
МБОУ «Карагайская СОШ № 2» (далее – школа, организация) создана в 1990 году.
Школа расположена по адресу: Пермский край, Карагайский муниципальный
округ, с. Карагай, ул. Российская, д. 1 Телефон: 8 34 297 3-15-88 Электронный
адрес: newschool2@bk.ru.
Школа находится в типовом здании по проекту 1987 года. У школы два
структурных подразделения: «Детский сад» и «Зюкайская начальная школа-сад». В школе
со структурными подразделениями обучают 604 учащихся и 140 воспитанников
дошкольного возраста. Учебные занятия проводятся в одну смену. Режим работы школы:
пятидневная учебная неделя.
Обеспечена занятость учащихся по интересам во второй половине дня и в
субботу в рамках курсов внеурочной деятельности и курсов по выбору.
Для функционирования школы, в том числе организации образовательного
процесса имеются:

учебные кабинеты – 33, площадь – 1558,9 м2;

компьютерный класс, площадь –63,4 м2;

мастерская, площадь – 47,2 м2;

спортивный зал, площадь – 274,3 м2;

актовый зал, площадь – 122,1 м2;

библиотека (2 помещения), площадь – 57,4 м2 и 22,3 м2;

кабинет дефектолога – 1 (13,5 м2)

кабинеты психолога – 2 (41,9 м2)

кабинет логопеда – 1 (17,3 м2)

столовая на 140
посадочных мест;

архив, площадь – 6,3 м2;

медицинские кабинеты -2, площадь – 24,1 м2;

Структурное подразделение «Зюкайска начальная школа- сад»

учебные кабинеты – 4, площадь – 86,8 м2;

спортивный зал, площадь – 28,6 м2;
8

библиотека, площадь – 25 м2;

столовая на 30 посадочных мест;
Сведения об обучающихся.
На 01.09.2023 г. в МБОУ «Карагайская СОШ № 2» обучается 602 человека: 258 –
на уровне НОО, 313 – на уровне ООО, 30 – на уровне СОО, 1- на 3 ступени обучающихся
с умственной отсталостью.


3. Проблемно-ориентированный анализ текущего состояния
и результаты самодиагностики
Магистральное направление «Знание»

На начало 2023-2024 учебного в школе был скомплектован 31 класс. Из них 13
классов начального общего образования, 15 классов – основного общего образования, 2
класса – среднего общего образования, 1 класс индивидуального обучения на дому– на 3
ступени обучения обучающихся с умственной отсталостью. Общее количество
обучающихся по индивидуальному учебному плану на дому в соответствии с
медицинским заключением составило 5 человек.
Обучение всех обучающихся школы ведется в соответствии с федеральными
образовательными программами. На обучение по обновленным ФГОС перешли
обучающиеся 1-7, 10 классов.
На уровне СОО организовано профильное обучения для учащихся 10-х и 11-х
классов. В 2023-2024 учебном году с учетом запросов обучающихся на основании
собеседования и заявлений родителей, а также кадровых возможностей школы были
сформированы четыре профиля, для каждого обучающегося среднего уровня образования
составлен индивидуальный учебный план.
На начало учебного года в МБОУ «Карагайская СОШ № 2» обучается 75
обучающихся с ОВЗ, из которых 69 имеют заключение ПМПК, 6 – статус детейинвалидов. Категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые
обучаются в школе: дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – 2 человека; дети с
задержкой психического развития (ЗПР) – 66 человек; дети с нарушением интеллекта
(умеренная умственная отсталость). Координирует работу с данной категорией детей
школьный ППк.
Качество образовательного процесса – один из показателей работы всего
педагогического коллектива по вопросу развития мотивационной сферы обучающихся, их
возможностей, способностей. Результаты государственной итоговой аттестации
свидетельствуют о хорошем уровне подготовки по отдельным предметам. За последние 3
года все выпускники получают аттестат. По 2 человека ежегодно набирают более 225
баллов по результатам ЕГЭ, они же, как правило, являются высокобалльниками. В 9-х
классах ежегодно есть обучающиеся, которые получают аттестат только по результатам
дополнительного этапа ГИА.
Важным направлением деятельности школы является выявление и поддержка
талантливых, одаренных детей, имеющих повышенную мотивацию к обучению и
поисково-исследовательской деятельности, создание условий для их самореализации в
соответствии с индивидуальными особенностями и способностями.
Выявление, развитие и поддержка одаренных детей осуществляется педагогами
через олимпиадное движение, систему различных интеллектуальных, творческих и
9

спортивных конкурсов, конференций, соревнований, слетов, фестивалей и других
мероприятий различного уровня.
В рамках реализации работы с одаренными детьми достигнуты высокие
результаты, активность школьников составляет более 90%. Почти каждый обучающийся
участвует в том или ином интеллектуальном, творческом или спортивном мероприятии на
различных уровнях. Однако анализируя результативность участия, мы пришли к выводу,
что количество призеров и победителей конкурсов и олимпиад на муниципальном и
региональном уровнях значительно не увеличивается (49 человек – в 2020 г, 50 человек –
в 2021 г, 52 человека – в 2022 г).
Магистральное направление «Воспитание»
Воспитательная работа в 2022 – 23 учебном году осуществлялась в соответствии с
рабочей программой воспитания. Мероприятия проводятся в соответствии с
календарными планами воспитательной работы НОО, ООО и СОО.
В школе сформировано 31 класс, классными руководителями 1-11 классов
составлены и реализуются программы развития классов. Обновлены социальные паспорта
классов.
Социальный паспорт
МБОУ КСОШ № 2
Всего в школе
Общее количество обучающихся
602
Дети из многодетных и малообеспеченных
121
семей
Дети из малообеспеченных семей
258
Дети из многодетных семей
164
Дети из приемных семей
30
«Группа риска»
19
Группа СОП
8
ПДН
2
В 2022 – 23 учебном году функционировали 7 кружков различной направленности.
Учащиеся имели возможность выбрать кружки и секции по интересам и не только на базе
общеобразовательных организаций, но также в учреждениях дополнительного
образования, культуры и спорта. В дополнительном образовании было занято 83 %
обучающихся.
В течении учебного года в военно-патриотическое движение «Юнармия» принято
10 обучающихся.
С 01.09.2022 года в 100% классов проводится курс внеурочной деятельности
«Разговоры о важном». Обучающиеся 4-11 классов принимают участие в церемонии
поднятия флага. С 01.09.2023 года в 6-11 классах реализуется курс внеурочной
деятельности «Россия - мои горизонты».
100% обучающихся охвачены профилактической работой: участие в
муниципальной акции «Поезд безопасности», классные часы, акции «Мы против
террора», «ЗОЖ» и т.д.
Родители, как участники образовательного процесса, принимают участие в жизни
школы посещают родительские собрания. В 2022-2023 уч. году проведено 2
10

общешкольных родительских собрания, приняли участие 108 родителей. В районном
родительском собрании «Кибер безопасность детей» - приняли участие 68 родителей.
Также родители принимают участие в традиционных мероприятиях школы: родительские
собрания, внеклассные мероприятия, «Поход здоровья», «Посвящение в первоклассники»
и др., в соответствии с Программой воспитания школы.
Важным направлением деятельности школы является выявление и поддержка
талантливых, одаренных детей, имеющих повышенную мотивацию к обучению и
поисково-исследовательской деятельности, создание условий для их самореализации в
соответствии с индивидуальными особенностями и способностями. С одаренными детьми
работают психологи школы.
Выявление, развитие и поддержка одаренных детей осуществляется педагогами
через олимпиадное движение, систему различных интеллектуальных, творческих и
спортивных конкурсов, конференций, соревнований, слетов, фестивалей и других
мероприятий различного уровня.
В рамках реализации работы с одаренными детьми достигнуты высокие
результаты, активность школьников составляет более 90%. Почти каждый обучающийся
участвует в том или ином интеллектуальном, творческом или спортивном мероприятии на
различных уровнях. Однако анализируя результативность участия, мы пришли к выводу,
что количество призеров и победителей конкурсов и олимпиад на муниципальном и
региональном уровнях значительно не увеличивается (49 человек – в 2020 г, 50 человек –
в 2021 г, 52 человека – в 2022 г).
Магистральное направление «Профориентация»
Организация профориентационной работы в школе является одним из направлений
деятельности. Профориентационная работа в школе осуществляется с 1 класса по 11
класс. Обучающиеся посещают экскурсии на предприятия села, такие как: ПЧ-80, ОП
МВД «Карагайский», Карагайская государственная семенная инспекция, аптека «Планета
здоровья». В 2022-2023 уч. году 236 обучающихся просмотрели видеоуроки на
платформе «Проектория».
Мероприятие
Основы профессионального самоуправления
Межмуниципальный фестиваль «Первая проба»,
30 апреля 2022 год
Межмуниципальный фестиваль «Первая проба»,
12 ноября 2022 год
16 декабря 2022 года в МБОУ « Карагайская
СОШ №2» старшим инспектором Карагайского МФ
ВКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю
Ижбулатовым Рустамом Дамировичем проведена
профориентационная беседа беседа по темам:
«Направления подготовки (специальности) и формы
обучения, по которым проводится набор в ОУ высшего
образования ФСИН России»; «Правила приема в

Кол-во
46
обучающихся
22
обучающихся.
педагог
45
обучающихся,
педагога
89
обучающихся

1

4

11

образовательные организации»; «Правила организации и
проведения
вступительных
испытаний»
с
обучающимися 9-11-х классов.
Проект «Юный фармацевт» от аптеки «Планета
1-4 классы,
здоровья»
256 обучающихся,
12 педагогов
Открытые онлайн-уроки «ПроекКТОрия»
231
обучающийся,
12
педагогов
Профориентационное тестирование на портале
115 человек
выставки-форума «Образование и карьера 2022»
Проведены классные часы в 8-11 классах
152
обучающихся,
7
педагогов
Очное участие в выставке-форуме «Образование
56
и карьера 2022»
обучающихся.
3
педагога.
4
родителя
На дне открытых дверей Агротехнический филиал ГБПОУ ВМТ в п. Зюкайка
приняли участие 18 обучающихся.
С 1 сентября начались занятия по профориентации «РОССИЯ — МОИ
ГОРИЗОНТЫ».Занятия проходят 1 раз в неделю по четвергам в 6-11 классах в рамках
внеурочной деятельности. Параллель 8-х классов вступила в проект «Билет в будущее».
Магистральное направление «Учитель. Школьная команда»
В МБОУ «Карагайская СОШ №2» работает 61 педагогический работник.
Высшее профессиональное образование имеют 76 % педагогов.
Среднее
профессиональное образование имеют 19 % педагогов.
Педагоги нашей школы возглавляют методические объединения округа
(Методическое объединение начальных классов, РМО логопедов, РМО естественно –
научного цикла)
Квалификационные категории педагогических работников
высшая
первая
соответствие
не
имеют
категория
категория
занимаемой должности
категории
18 (30%)
12 (19 %)
23 (37%)
9 (14 %)
Средний
Средний
педагогический стаж педагогический
– 30лет
стаж – 20лет
Средний возраст коллектива составляет 42 года. В возрасте до 35 лет работает
10 человек – это 16 % от общего количества педагогических работников.
Педагоги школы повышают свой методический уровень через курсовую
подготовку, посещение семинаров, самообразование. В 2022 году 63 % педагогов прошли
КПК по программе «Реализация требований обновлѐнных ФГОС в работе учителя». В
2023 году прошли курсы: «Инклюзивное образование в основной и средней школе:
12

методы и приѐмы работы учителя» (61%), «Организация уроков «ОДНКНР» в
соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО» (учителя русского языка и
литературы), "Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС НОО в работе
учителя, «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности
различным категориям обучающихся». При прохождении курсов педагоги составляли
индивидуальные образовательные маршруты.
В школе разработано положение о наставничестве, в котором разработана
дорожная карта.
Педагоги-участники заочного этапа Всероссийской олимпиады «Профи-край» - 2
человек.
Педагоги являются участниками и призѐрами в Всероссийской олимпиаде по
русскому языку «Хранители русского языка».
Магистральное направление «Здоровье»
99,5% обучающиеся школы охвачены горячим питанием, из них обучающихся
начальных классов - 100%. При этом не всем детям нравится здоровая полезная еда. С
2021 по 2023 год обучение по санитарно-просветительской программе «Основы здорового
питания» ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» прошли
109 человек: 2021 г-12 чел., 2022 г- 31 чел., 2023 г- 66 чел. Динамика низкая.
Ежегодно все обучающиеся школы проходят медицинские осмотры. Анализируя
результаты групп здоровья обучающихся МБОУ «Карагайская СОШ №2», можно сделать
вывод:

число обучающихся имеющих I основную группу здоровья на 2022-23
учебный год составляет 22,9 % от числа обучающихся школы.

число обучающихся имеющих II основную группу здоровья на 2022-23
учебный год составляет 74,4 % от числа обучающихся школы.

число обучающихся имеющих III подготовительную группу здоровья на
2022-23 учебный год составляет 2,4 % от числа обучающихся школы.

число обучающихся имеющих V специальную группу здоровья на 2022-23
учебный год составляет 0,3 % от числа обучающихся школы.
Основные заболевания 2022 г.
Заболевание
К
от %
ол-во
обучающихся
Миопия
7
11,9
0
Анемия
1
2,0
2
Низкая масса тела
9
1,5
Низкий рост
7
1,2
Плоскостопие
1
3,0
8
Эндокринная система
6
11,5
8
Костно-мышечная система
9
1,5
Деформирующая дорсопатия
5
0,8
13

неуточненная
В 2022 году флюорографическое обследование прошли 102 обучающихся нашей
школы, что составляет 100% обучающихся в возрасте от 15 до 18 лет.
90 - 97 % детей ежегодно охвачены летней оздоровительной кампанией.
Действует спортивный клуб «Лидер». Традиционно в муниципальной спартакиаде
школьников школа занимает лидирующие позиции. Первенство Карагайского района по
лыжным гонкам среди обучающихся образовательных организаций: "Открытие лыжного
сезона", "Спринт", "Быстрая лыжня - 2023" – лучший общекомандный результат; на призы
Героя Советского Союза Б.А. Винокурова – 2 общекомандное место. Первенство
Карагайского округа по легкоатлетическому кроссу 1 общекомандное место. Первенство
по волейболу и баскетболу среди команд средних образовательных школ Карагайского
муниципального округа 1 место юноши и 1 место девушки. 73-я традиционная
легкоатлетическая эстафета, посвящѐнная 78-й годовщине Победы в Великой
Отечественной войне – старшая команда 1 место, младшая команда – 3 место.
С целью актуализации текущего состояния (внутренних факторов и внешней
среды) ОО и потенциала ее развития проведен SWOT-анализ по магистральным
направлениям и ключевым условиям проекта «Школа Минпросвещения России».
Оценка внутреннего потенциала
сильная сторона
Сформирована
система профильного
обучения на уровне
СОО
Реализуется
проектная
деятельность
на
школьном уровне как
форма
промежуточной
аттестации в 8, 10
классах
Реализуются
курсы
по
выбору,
направленные
на
развитие
функциональной
грамотности
Систематизирована
работа с одаренными
и талантливыми
детьми через
отдельный план
работы
Проводятся

слабая сторона
«Знание»
Недостаточно
сформирована целостная
система оценки качества
образования,
что
затрудняет мониторинг и
прогнозирование
результатов
образовательной
деятельности
Недостаточное
использование
электронных
образовательных
ресурсов на уроках и
занятиях

Оценка перспектив развития
исходя из внешних факторов
возможности
угрозы
Сетевое
взаимодействие
с
Центрами
«Точка роста»
Открытие
«Точки роста» на
базе школы в
2024 году
Готовность
родителей
к
сотрудничеству
для повышения
качества
образования

Отсутствие
необходимой
материальнотехнической
базы
для
получения
современного
технологическог
о образования
Дефицит
педагогических
кадров
Увеличение
количества
детей с ОВЗ

14

индивидуальные
консультации при
подготовке к
олимпиадам и
конференциям
Психологопедагогическое
сопровождение
одаренных детей

«Воспитание»
Используется
Волонтерская
Проведение
государственная
деятельность носит
мониторинга
символика в
событийный характер.
участия
образовательном
Не функционирует
обучающихся в
процессе.
школьный военноинтеллектуальны
Реализуется
патриотический клуб,
х, творческих и
программа
центр детских инициатив спортивных
воспитания
в полной мере
конкурсах и
Реализуется
Не разработана
олимпиадах
календарный план
общешкольная
Использование
воспитательной
программа
мероприятий
работы
родительского
проекта «Орлята
Функционирует
просвещения
России»,
Управляющий совет
Вакантна должность
проект
Организована
советника директора по
«Движение
внеурочная
воспитанию и
первых»
деятельность
взаимодействию с
обучающихся
детскими
Организовано участие общественными
школьников в
объединениями.
региональных и
Не в полной мере
Всероссийских
организуется проект
мероприятиях
«Орлята России» и
Составлены и
«Движение первых»
функционируют
программы развития
классов
Реализуются
единые подходы к
организации
и
контролю горячего
питания
Организована
просветительская
деятельность
по
ЗОЖ,
профилактике
табакокурения
и
наркомании.
Наличие
спортивной

«Здоровье»

Недостаточно
сформирована
диверсификация
деятельности
школьного
спортивного клуба
Низкая доля обучающихся
(16,1%), получивших знак
отличия
Всероссийского
физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и
обороне»
Нет участия обучающихся
ШСК во Всероссийских
спортивных соревнованиях

Проведение
и
использование
данных
ежегодных
медицинских
осмотров
обучающихся
Сетевое
взаимодействие
с ЦРБ,
Центральной
библиотекой,
ДЮСШ, ДДТ

Отсутствие
советника
директора по
воспитанию и
взаимодействию
с детскими
общественными
объединениями.
Частая смена
педагоговорганизаторов

Увеличение
школьников
с
Подготовительн
ой
группой
здоровья

15

инфраструктуры
для
занятий
физической
культурой
и
спортом
Действует ШСК

школьников
«Президентские
состязания»
и
во
Всероссийских спортивных
играх
школьников
«Президентские
спортивные игры»
Недостаточно
сформирована
культура
здорового
питания
у
обучающихся.

Участие во всех
видах
соревнований
Спартакиады
школьников.
Обучение
педагогов,
обучающихся и
их родителей по
санитарнопросветительско
й программе
«Основы
здорового
питания» ФБУН
«Новосибирский
научноисследовательск
ий институт
гигиены»

«Профориентация»
Обучающиеся
Отсутствие
профильных Сетевое
начальной школы предпрофессиональных
взаимодействие
разрабатывают
классов
Организация
работы
по Не
в
полной
мере профессиональн
профориентации
реализуется экскурсионная ых проб
На
деятельность
Использование
институционально
возможностей
м
уровне
как
«Точка роста»
форма
промежуточной
аттестации в 8, 10
классах
реализуются
проекты
по
профориентации.
Экскурсии
на
производство
«Учитель. Школьная команда»
Педагоги
Низкая
доля
участия Организация
возглавляют
педагогического состава в взаимодействия
методические
конкурсах
различного педагогических
объединения
уровня.
работников на
школы и
Обучение по программам методических
Карагайского
повышения квалификации в семинарах.
округа;
сфере воспитания
Организация
Действует
обучение по программам мастер-классов
методическое
повышения квалификации внутри
объединение
по
современным организации.
классных
технологиям
руководителей;
Профессиональное

Отсутствие по
близости
крупных
предприятий,
малопрофильнос
ть предприятий
в селе.

Увеличение
доли
работающих
педагогов
пенсионного
возраста

16

Педагогический
состав регулярно
обучается на
курсах повышения
квалификации;
Наличие
Положения о
стимулирующих
выплатах
педагогическим
работникам
Наличие в штате
организации
психологов,
логопедов
и
дефектологов

Педагогические
работники
и
обучающиеся
зарегистрированы
и работают на
образовательной
платформе
«Сферум»
Организована
работа во ФГИС
«Моя школа».

выгорание

«Школьный климат»
Отсутствие
комплексной Разработка
и
психолого-педагогической
внедрение
в
программы
действие
комплексной
психологопедагогической
программы
«Образовательная среда»
Оснащение
IT
– Перераспределен
оборудованием находится ие средств в
на низком уровне.
ПФХД.
Используемое
Обновление
оборудование устарело.
списка
необходимого
учебного
оборудования в
образовательных
программах

Увеличение
обучающихся с
ОВЗ

IT
–
оборудование
используется не
на 100%
Процесс
устаревания
оборудования
быстрее
процесса
обновления
оборудованием
и технологиями.
Школа
полностью
зависит
от
бюджетного
финансирования
Из представленных выше данных видно, что сильными сторонами образовательной
организации являются: сформированная система профильного обучения на уровне СОО,
имеется опыт реализации проектной деятельность и курсов по выбору, направленных на
развитие функциональной грамотности на институциональном уровне. Реализуются
единые подходы к организации и контролю горячего питания, в школе организована
просветительская деятельности по ЗОЖ, профилактике табакокурения и наркомании,
имеется хорошая спортивной инфраструктура для занятий физической культурой и
спортом. Педагоги успешно возглавляют методические объединения на уровне
Карагайского муниципального округа. Педагогический состав регулярно обучается на
курсах повышения квалификации. В школе действует Положение о системе оплаты труда
работников, в котором выделены стимулирующая часть.
Среди слабых сторон и проблем можно выделить: недостаточно сформирована
целостная система оценки качества образования, что затрудняет мониторинг и
17

прогнозирование результатов образовательной деятельности. Низкий процент
использования педагогами электронных образовательных ресурсов на уроках и занятиях,
отсутствует «Программа инклюзивного образования». Низкая доля участия
педагогического состава в конкурсах различного уровня. Наблюдается формальный
подход к выполнению некоторых обязанностей и поручений. Обучение по программам
повышения квалификации в сфере современных педагогических технологиях.
Недостаточно
сформирована
диверсификация
деятельности
школьного
спортивного клуба, не действует система подготовки и сдачи норм ГТО, не организовано
участие обучающихся в Президентских играх. В школе не организована волонтерская
деятельность. Не функционирует школьный военно-патриотический клуб, центр детских
инициатив. Требуется разработка Программы родительского просвещения.
Результаты самодиагностики на основе принципов управления качеством
образования в рамках проекта «Школа Минпросвещения России» 2022 года.

№ п/п

Магистральное
направление /
Ключевое условие

Результат
самодиагностик
и*, балл

Уровень соответствия
Модели

1

Знание

14

ниже базового

2

Воспитание

8

ниже базового

3

Здоровье

9

базовый

4

Профориентация

3

ниже базового

5

Творчество

3

ниже базового

6

7

ниже базового

7

Учитель. Школьная
команда
Школьный климат

7

базовый

8

Образовательная среда

6

ниже базового

57

ниже базового

ИТОГО

В ходе комплексного анализа выделены «западающие» показатели, слабые стороны
школы, которые стали основанием для формирования задач на предстоящий период
развития МБОУ «Карагайская СОШ № 2» до 2026 года и выбора приоритетных
направлений разрабатываемой программы.

4. Концепция Программы развития

Введение. Программа развития разработана на основе изучения направлений
государственной политики в сфере образования и тенденций развития общего
образования, а также утвержденной Концепции «Школа Минпросвещения России».
Основные ориентиры развития МБОУ «Карагайская СОШ № 2» на период до 2026 года:
реализация идеологии единого образовательного пространства, создание равных условий
для каждого обучающегося независимо от социальных и экономических факторов, а также

18

переход на средний уровень соответствия школы модели «Школы Минпросвещения
России».
№
п/
п

Магистральное
направление /
Ключевое
условие

2024 год
Результат
самодиагност
ики, балл

Уровень
соответствия
Модели

2026 год
Результат
самодиагнос
тики, балл

Уровень
соответствия
Модели

1

Знание

23

базовый

32

средний

2

Воспитание

14

базовый

18

средний

3

Здоровье

12

базовый

19

средний

4

Профориентация

6

базовый

8

средний

5

Творчество

16

базовый

20

средний

Учитель.
Школьная
команда
7 Школьный
климат
8 Образовательная
среда
ИТОГО

16

базовый

20

средний

13

базовый

16

средний

11

базовый

14

средний

111

базовый

147

средний
(с учетом, что
набрано будет по
каждому
направлению и
условию 50%)

6

Цель программы развития – Повышение конкурентных преимуществ школы как
образовательной организации, ориентированной на создание условий для формирования
успешной личности ученика.
Миссия школы Школа – центр образования, воспитания и просвещения каждого
участника образовательных отношений.
Задачи
1. Проанализировать результаты самодиагностики образовательной организации
соответствия модели «Школа Минпросвещения России» 2022 года.
2.
Разработать систему мероприятий для перехода на новый уровень соответствия
модели «Школа Минпросвещения России» с учетом магистральных направлений развития
и ключевых условий.
3. Совершенствовать качество образования через обеспечение равных возможностей для
всех обучающихся и конструировать мотивирующую образовательную среду.
4. Развивать кадровый потенциал педагогического коллектива.
5. Обеспечить внедрение системы мероприятий для формирования готовности к
профессиональному самоопределению обучающихся.
19

6. Разработать и внедрить новую модель внеурочной деятельности.
7. Обеспечить улучшение благоустройства здания школы и прилегающей территории.
Приоритетные направления программы развития:
1.
Ключевое условие «Учитель. Школьная команда»
2.
Магистральное направление «Воспитание»
3.
Магистральное направление «Знание»
4.
Магистральное направление «Здоровье»
5.
Магистральное направление «Профориентация»
В каждом приоритетном магистральном направлении и ключевом условии
поставлены конкретные задачи и описаны предполагаемые результаты для отслеживания
результатов деятельности МБОУ «Карагайская СОШ № 2» на этапах реализации
программы.
Ключевое условие «Учитель. Школьная команда»
В данном приоритетном направлении необходимо оптимизировать систему
профессионального роста педагогов. Для этого поставлены задачи: развитие
внутришкольной системы непрерывного повышения профессионального мастерства
педагогических работников, определить ресурс для проведения диагностики
профессиональных компетенций (предметных, методических, психолого-педагогических,
коммуникативных), разработка ИОМ педагогов на основе диагностики, совершенствовать
систему наставничества, пересмотреть систему стимулирования участия педагогических
работников в профессиональных конкурсах и иных мероприятиях.
Ожидаемые результаты
Не менее 50% учителей прошли диагностику профессиональных компетенций
(федеральной, региональной самодиагностики)
10% и более учителей, для которых по результатам диагностики разработаны
индивидуальные образовательные маршруты.
Наличие среди педагогов победителей и призеров конкурсов на региональном уровне
3 % педагогов прошли КПК по курсу «Наставничество».

Магистральное направление «Воспитание»
В ходе самодиагностики магистрального направления «Воспитание» были
выявлены следующие дефициты:
- отсутствие советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими
общественными объединениями;
- не функционирует школьный военно-патриотический клуб, центр детских
инициатив
- недостаточное количество обучающихся вовлечены в волонтерское движение.
Для решения дефицитов по магистральному направлению «Воспитание» были
поставлены следующие задачи:
1.
Разработать модель внеурочной деятельности.
2.
Увеличить количество обучающихся в РДДМ «Движение первых», «Орлята
России», Юнармия.
3.
Разработать положение о волонтерской деятельности.
4.
Разработать программу развития родительского образования.
20

5.
Обучить советника директора по воспитанию.
6.
Заключить соглашения с организациями района.
Ожидаемые результаты:
1.
Количество обучающихся 5-11 классов зарегистрированых в РДДМ
«Движение первых» увеличилось с 5 % до 30%
2.
Количество обучающихся 5-11 классов вступивших в добровольное
российское детско-юношеское движение Юнармия увеличилось с 6 % до 30%
3.
100% обучающихся начального звена зарегистрированы на портале «Орлята
России»
4.
Увеличилось количество волонтеров с 10% до 45 %
5.
Заключены соглашения с предприятиями.
Магистральное направление «Профориентация»
В данном магистральном направлении необходимо составить все возможные
соглашения с муниципальными предприятиями/организациями, оказывающими
содействие
в
реализации
профориентационных
мероприятий,
создать
предпрофессиональные классы, обучающиеся не посещают профессиональные пробы на
региональных площадках.
Для решения проблем по магистральному направлению «Профориентация» были
поставлены следующие задачи: сиситематизировать работу по профориентационной
деятельности; составить план работы по профориентационной деятельности, организовать
проведение профпроб с приглашением специалистов, родителей, привлекать
родительскую общественность к профориентационной деятельности обучающихся.
Ожидаемые результаты:
1.
Описана модель профриентационной деятельности в школе.
2.
Организовано участие параллели 8-х классов в профпробах.
3.
100% обучающихся параллели 8-х классов участвуют в проекте «Билет в
будущее».
4.
Увеличилось количество обучающихся, участвующих в днях открытых
дверей, на экскурсиях в СПО, ВО.
5.
100% классных руководителей привлекают родителей, законных.
представителей к организации профориентационной деятельности.
Магистральное направление «Знание»
В данном магистральном направлении необходимо рассмотреть увеличение
профилей в учебном плане, наличие и своевременная корректировка локальных актов
школы связанных с организацией образовательного процесса, системная работа с
одаренными детьми, контроль объективности результатов, наличие большого количества
участников Всероссийской олимпиады школьников разного уровня. Поэтому целью
работы по направлению является - совершенствование качества образования через
обеспечение равных возможностей для всех обучающихся и конструирование
мотивирующей образовательной среды.
Количество призеров и победителей конкурсов и олимпиад на муниципальном и
региональном уровнях значительно не увеличивается.
Для решения выдвинуты задачи: сформировать целостную систему оценки
качества образовательных результатов; обеспечить функционирование объективной
ВСОКО; систематизировать работу по развитию инклюзивного образования; организовать
участие обучающихся с проектными и учебно-исследовательскими работами на уровнях
21

выше институционального; создать цифровую образовательную среду в соответствии с
современными требованиями.
При работе с одаренными детьми необходимо: повысить количество призеров и
победителей конкурсов и олимпиад на муниципальном и региональном уровнях;
формировать и развивать мотивацию обучающихся к саморазвитию в выбранных
направлениях; формировать и развивать мотивацию педагогов к выявлению и поддержке
одаренных детей; привлекать обучающихся к участию в профильных сменах «Академии
Первых»; повысить уровень осведомленности обучающихся и их родителей о ресурсах
дополнительного образования, удовлетворяющего потребности и интересы детей;
ежегодно в конце учебного года в школе проводить церемонии по награждению
достижений учащихся.
Ожидаемые результаты:
1. Утвержден график проведения оценочных процедур, учитывающий требования
федеральных образовательных программ;
2. Созданы и функционируют единые подходы к оценке качества образования в
школе.
3. Наличие программы по развитию инклюзивного образования.
4. Повышение количества обучающихся, принявших участие в конкурсах и
конференциях с проектными и учебно-исследовательскими работами.
5. Организовано сетевое взаимодействие с центрами «Точка роста».
6. Функционирование «Точки роста» на базе школы.
7. Увеличение количества призеров и победителей конкурсов, олимпиад,
фестивалей, соревнований муниципального и регионального уровней;
8. Увеличение количества обучающихся участвующих в очных профильных сменах
и заочных курсах «Академии Первых».

5. Модель Основной образовательной программы основного
общего образования школы (реализация модели «школа
полного дня»)
Модель образовательного процесса и образовательной программы МБОУ
«Карагайская СОШ № 2» способствует интеллектуальному, физическому, нравственному,
эстетическому развитию личности ребенка, максимальному раскрытию его творческого
потенциала.
МБОУ «Карагайская СОШ № 2» реализует следующие образовательные
программы:
1.
Основная образовательная программа начального общего образования.
Программа
разработана
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 и
Федеральной образовательной программой начального общего образования,
утвержденной Минпросвещения от 18.05.2023г. № 372.
2.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Программа
разработана
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом
22

Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 и
Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной
Минпросвещения от 18.05.2023г. № 370 (5-7 классы в 2023-2024 учебном году).
3.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Программа разработана
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 и Федеральной
образовательной программой основного общего образования, утвержденной
Минпросвещения от 18.05.2023г. № 370 (8-9 классы в 2023-2024 учебном году).
4.
Основная образовательная программа среднего общего образования.
Программа
разработана
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 12.08.2022 № 732 и Федеральной образовательной программой
среднего общего образования, утвержденной Минпросвещения от 18.05.2023г. № 371 (10
класс в 2023-2024 учебном году).
5.
Основная образовательная программа среднего общего образования.
Программа
разработана
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом
Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, в редакции приказа Минобрнауки России от
11.12.2020 № 712 и Федеральной образовательной программой среднего общего
образования, утвержденной Минпросвещения от 18.05.2023г. № 371 (11 класс в 2023-2024
учебном году).
Обучающихся с ОВЗ получают образование в инклюзивных классах по
адаптированным общеобразовательным программам. В образовательной организации
разработаны и реализуются АОП НОО для обучающихся с ЗПР (7.1, 7.2); АОП ООО для
обучающихся с ЗПР; АОП ООО для обучающихся с ТНР; АОП для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В МБОУ «Карагайская СОШ № 2» на уровне СОО организовано профильное
обучение с учетом запросов обучающихся на основании собеседования и заявлений
родителей, а также кадровых возможностей школы. Для каждого профиля обучения
учебным планом в части, формируемой участниками образовательных отношений,
предусмотрен выбор обучающимися элективных и факультативных курсов. На основе их
выбора для каждого обучающегося среднего уровня образования составлен
индивидуальный учебный план.
Образовательный процесс в школе выстраивается как совокупность учебной
(урочной и внеурочной) и внеучебной деятельности, направленной на достижение
личностных, предметных и метапредметных результатов через интеграцию общего и
дополнительного образования.
Модель организации образовательного процесса
Учебные
предметы
обязательной
части
учебно го плана

Учебные предметы,
элективные курсы
части учебного плана,
форми руемой
участниками
образовательных
отношений

Вариативность образо
вательных технологий:
- проблемное обучение
- личностно-ориентиро

ванное обучение
23
- ИКТ
- развивающее обучение
- здоровьесберегающие

Вариативность образования – свойство, отражающее
способность системы образования предоставлять
обучаю щимся многообразие полноценных и
востребованных образовательных траекторий.
Цель: равная доступность и индивидуализация
образования.
Система дополнитель
ного образования в
различных формах
(кружки, секции и т.д.)

Организация
внеурочной
деятельности по
направлениям, обозначенным в ФГОС в различных формах
(кружки, секции, ГПД,
коррекционная работа
и т.д.) на базе МБОУ
«Карагайская СОШ №
2»

Внеклассная работа:
- проектноисследовательская
деятельность;
- предметные олимпиады,
- спортивные соревнования;
- традиционные творческие

мероприятия и др.

Основные образовательные программы общего образования реализуются
МБОУ «Карагайская СОШ № 2» в том числе и через внеурочную деятельность.
Содержание программ внеурочной деятельности соответствует образовательным запросам
обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется в различных
формах: занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся, занятия,
направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей
обучающихся, занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся, занятия, направленные на удовлетворение
интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов, занятия, направленные
на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся.
В 1-11 классах проводятся информационно - просветительские занятия
патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном».
В 6-11 классах реализуется программа профориентационного минимума «Россия
–мои горизонты».
Внеурочная деятельность, занятия в системе дополнительного образования,
школьные творческие мероприятия, группа продленного дня (на уровне НОО) проводятся
во второй половине дня и обеспечивают занятость обучающихся в формате «школы
полного дня».

24

6. Модель управления школой

Управление МБОУ «Карагайская СОШ № 2» осуществляется на основе закона РФ
"Об образовании", Устава школы и локальных актов. Управление осуществляется на
принципах единоначалия и самоуправления.
Действующие органы управления
Наименование органа
Функции
Директор

Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие
структурных подразделений организации, утверждает штатное
расписание, отчетные документы организации, осуществляет
общее руководство образовательной организацией.

Управляющий совет

Является коллегиальным органом управления, рассматривает
вопросы:
развития образовательной организации;
оценки деятельности образовательной организации;
финансово-хозяйственной деятельности;
материально-технического обеспечения;
регламентация образовательных отношений, в части касающейся
обучающихся.







Педагогический совет Является коллегиальным органом управления. Осуществляет
текущее
руководство
образовательной
деятельностью
Образовательной организации, в том числе рассматривает
вопросы:
 развития образовательных услуг;
 регламентации образовательных отношений;
 разработки образовательных программ;
 выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и
воспитания;
 материально-технического
обеспечения
образовательного
процесса;
 аттестации,
повышения
квалификации
педагогических
работников;
 координации деятельности методических объединений.
Общее собрание
работников






Совет профилактики

Является коллегиальным органом управления, реализует право
работников
участвовать
в
управлении
образовательной
организацией, в том числе:
участвовать в разработке и принятии коллективного договора,
правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним;
принимать
локальные
акты,
которые
регламентируют
деятельность образовательной организации и связаны с правами и
обязанностями работников в соответствии с Уставом;
разрешать конфликтные ситуации между работниками и
администрацией образовательной организации;
вносить предложения по корректировке плана мероприятий
организации, совершенствованию ее работы и развитию
материальной базы
Является коллегиальным органом управления, координирует
деятельность
специалистов
образовательной
организации,
классных руководителей, родителей, кураторов по профилактике
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних
25

обучающихся и воспитанников, защиту их прав и законных
интересов.
Для оперативного управления Программой развития школы созданы методические
объединения педагогов: гуманитарных дисциплин; естественно-научных дисциплин;
объединение педагогов начального образования; объединение педагогов-специалистов;
объединение классных руководителей; объединение руководителей направлений развития
Программы развития, Центр детских инициатив.
Цель управления: Корректировка и принятие решений по достижению цели и задач
проекта. Обеспечение условий для развития всех участников образовательного
процесса, предоставление доступного качественного образования, с разными
возможностями обучающихся в рамках реализации образовательных стандартов,
формирование системы непрерывного образования и индивидуального сопровождения,
обеспечение освоения участниками учебно-воспитательного процесса способов
познавательной деятельности, практической направленности программ.
Этапы управления реализацией программы включают в себя:

инициацию внутри плановых мероприятий;

ближайшее планирование;

исполнение;

управление и контроль за мероприятиями;

выводы, постановка ближайших задач.
При управлении Программой развития будут применяться методики гибкого
управления. В их основе лежат принципы: «люди важнее процессов», «результат важнее
подробной документации», «взаимодействие с участниками образовательного процесса
важнее цифр», «готовность к изменениям важнее следования плану». Такое управление
выбрано по причине того, что срок проекта долгосрочный, условия могут меняться,
результаты по некоторым задачам могут быть решены раньше окончания действия
программы. Участники программы развития принимают в реализации активное участие,
важно, чтоб могла быть возможность внести изменения в программу в момент, когда это
потребуется.
Педагогические работники свою методическую работу реализуют через
методические объединения. Административное управление осуществляют директор,
заместители директора. При этом основными функциями взаимодействия
администрации и педагогического коллектива являются обмен информацией,
индивидуальные и групповые консультации, совещания при директоре, заместителе
директора, собеседования. В школе созданы условия для формирования творчества и
инновационного поля. Администрация стимулирует достижения, саморазвитие,
ответственность, авторские и новаторские достижения педагогов, стремящихся
повысить свой профессионально-культурный уровень.
Документационное
обеспечение
управления
включает
комплекс
взаимосвязанных документов: организационные документы; распорядительные
документы;
информационно-справочные
документы;
учебно-педагогическая
документация.
26

Контроль за выполнением непосредственных задач деятельности по программе
развития будет осуществляться на совещаниях ответственных за направления, на которых
происходит анализ работы, планирование значимых мероприятий, корректировка планов
и др.

7. Информационное обеспечение развития школы

Для осведомленности деятельности по программе развития будут использованы:
Сайт образовательной организации https://sch2.karagai-edu.ru/.
С 2024 года начнется формирование сайта МБОУ «Карагайская СОШ № 2» на
новой Российской платформе. Подробная информация в сети Интернет по адресу:
http://сайтыобразованию.рф.
Для постоянных публикаций о деятельности внутри программы развития будет
использоваться Госпаблика (официальная страница организаций в соцсетях, где
публикуется информация о всей деятельности школы) официального сообщества школы
Вконтакте.

8. Ресурсное обеспечение реализации программы развития
Фактическое состояние
(кол-во, характеристики)

Необходимое для
реализации Модели

Источник приобретения

1. Материально-технические ресурсы
Сметная документация.
Проект. Заявка на участие
Наблюдается
протекание
в федеральной программе
кровли в период резкого
"Модернизация школьных
перепада температур в зимний
систем образования" в
период.
2024-2026 годах.

Федеральная
программ
"Модернизация школьных
систем образования" в
2024-2026 годах.
Краевой бюджет
Бюджет округа

Сметная
документация.
Проект. Заявка на участие
Неудовлетворительное
в программе «Школьный
состояние
пришкольной
двор»
программы
территории.
«Комфортный край» в
2024г.

Подпрограмма
«Школьный
двор»
программы «Комфортный
край».
Краевой бюджет
Бюджет округа

Неудовлетворительное
Разработка
локальносостояние
помещения сметной документации по
школьной столовой
капитальному
ремонту
школьной столовой.
Участие в Федеральных
программах.
Недостаточное
оснащение Актуализация
учебных кабинетов.
технического
состояния
Устаревшее оборудование.
оснащенности в школе по
всем
предметам
и
уровням.
Модернизация учебного

Бюджет школы
Бюджет в соответствии с
программой
модернизации.
Бюджет школы.
Краевой бюджет
Федеральный бюджет
Участие в национальном
проекте «Образование» Точка роста
27

оборудования.
Анализ ЦОР
Анализ бюджета школы с
перспективой на 3 года.
2. Кадровые ресурсы
49%
педагогических Поддержка
и
работников имеют 1 и стимулирование педагогов
высшую категорию
через
поощрение
материальное
и
нематериальное
Постоянная
работа
комиссии
по
стимулированию
сотрудников
Систематические
изменения в ЛНА по
оплате и стимулированию
сотрудников
42 года – средний возраст Публичное
признание
педагогического коллектива
достижений педагогов на
Увеличение
педагогов разных уровнях
Положение о награждении
пенсионного возраста
почетной грамотой школы,
благодарностью школы.
Целевое
обучение
выпускников школы

Стимулирующая
ФОТ

16% - педагоги до 35 лет

Стимулирующая
ФОТ

часть

3% участников
«Профи-край»

Стимулирующая
ФОТ

часть

Положение
о
наставничестве
Участие
молодых
педагогов в конкурсах
разного
уровня
с
последующим
поощрением.
Возможность бесплатных
онлайн-курсов за счет
школы.
Программа
обратного
наставничества.
олимпиады Организация конкурсов на
уровне школы.
Стимулирование
педагогов
3. Финансовые ресурсы

Школа
является Финансовое обеспечение
муниципальным бюджетным оказания государственных
общеобразовательным
и муниципальных услуг
учреждением
Бюджет школы полностью
зависит
от
количества

часть

Бюджет школы
Использование
возможностей
целевого
обучения по программам
образования
Пермского
государственного
гуманитарнопедагогического
университета.

Субсидии на выполнение
государственного
(муниципального) задания
Бюджет школы
ПФХД
28

обучающихся в школе (2023г.
602 ученика)
Дотационность округа
Низкие доходы получателей
услуги (70% школьников
имеют
категорию
«нуждающиеся»)
4. Научно-методические ресурсы
Процесс внедрения ФГОС и
ФОП
требует
консультирования
заместителя
директора
и
педагогов.
Требуется
методическая
поддержка по магистральному
направлению «Воспитание»
Низкая заинтересованность и
осведомленность родителей
(законных представителей) 0
здоровом питании
Требуется
методическая
поддержка по магистральному
направлению
«Профориентация»
Часто меняются педагогиорганизаторы.
Нехватка
опыта
организации
мероприятий.

Консультации
по
вопросам
введения
обновленных ФГОС и
ФОП в
ЦНППМПР,
МОУО
Курсовая подготовка
Участие в мастер-классах
Участие в фестивалях
организованных
ИРО ПК и МОУО
Участие
в
проекте
«Основы
здорового
питания»
ФБУН
«Новосибирский научноисследовательский
институт гигиены».
Профориентационные
мероприятия ИРО ПК и
МОУО

Не требуется

Не требуется

Не требуется

Бюджет школы

Участие в фестивалях Бюджет школы
округа по направлению
РДДМ
«Движение
первых»
Участие в цикле мастерклассов по теме «Детские
инициативы, ученическое
самоуправление
и
волонтерстве - ИРО ПК

5. Нормативно-правовые ресурсы
Необходимо провести анализ
должностных
инструкций
всех
педагогических
работников

Необходимо провести анализ
всех
нормативно-правовых
документов школы, выявить
несоответствие современным
требованиям

Приведение
в Не требуется
соответствие
законодательству
всех
уровней
должностные
инструкций
педагогических
работников
Создание рабочих групп Не требуется
по работе с ЛНА
Приведение
в
соответствие
законодательству
всех
29

уровней ЛНА школы
Необходимо скорректировать
систему оценки
качества
образования
График оценочных процедур

Устарела модель внеурочной
деятельности
Не
создана
модель
профориентационной
деятельности
Нет
программы
родительского образования
Нет
положения
о
волонтерской деятельности

Создание рабочей группы
Рассмотрение документа
на педагогическом совете
Своевременная
корректировка
графика
проведения
оценочных
процедур
Создание рабочей группы
Рассмотрение документа
на управляющем совете и
педагогическом совете
Создание рабочей группы
Рассмотрение документа
на управляющем совете и
педагогическом совете
Создание рабочей группы
Рассмотрение документа
на управляющем совете и
педагогическом совете
Создание рабочей группы
Рассмотрение документа
на управляющем совете и
педагогическом совете
Создание рабочей группы
Рассмотрение документа
на педагогическом совете

Не требуется
Не требуется

Не требуется

Не требуется

Не требуется

Не требуется

Нет положения о проведении
Не требуется
институционального конкурса
учебно-исследовательских
работ
Не налажена системность Пересмотреть план работы Не требуется
работы Совета по питанию
Совета по питанию
Назначить руководителя
Совета по питанию
Расширить
полномочия
Совета
План
работы
ШСК
не Внести в деятельность Бюджет школы
отвечает
современным клуба
–
участие
тенденциям
школьников
во
Всероссийских
спортивных
соревнованиях
школьников
«Президентские
состязания»
и
во
Всероссийских
спортивных
играх
школьников
«Президентские
спортивные игры».
6. Ресурсы социальных партнеров

30

Нет
опыта
работы
по
целевому
обучению
выпускников
школы
по
педагогическому
направлению.
Имеются
соглашения
с
организациями с. Карагай
образовательной, культурной
и досуговой направленностей.
Нет
соглашений
с
предприятиями
и
организациями производства

Организация
Не требуется
информационной
кампании.
Составление
трехсторонних договоров
между школой МОУО,
школой и выпускником.
Привлечение
Не требуется
родительской
общественности к
профориентационной
деятельности
обучающихся
Составление соглашений

9. Ожидаемые результаты реализации Программы развитии

1. К 2024 году освоение модели «Школа Минпросвещения России» соответствует
базовому уровню.
2. К 2026 году освоение модели «Школа Минпросвещения России» соответствует
среднему уровню.
3. Обеспечивается качество общего образования, соответствующего ФГОС, ФООП,
социальному заказу, возможностям и потребностям обучающихся.
4. Организована деятельность «Точки роста» в МБОУ «Карагайская СОШ № 2» и
сетевое взаимодействие с другими «Точками роста».
5. Повысится
компетентность
педагогов
в
использовании
современных
педагогических технологий, увеличится количество педагогов участников
профессиональных конкурсов и мероприятий.
6. Разработана система профориентационных мероприятий с привлечением
социальных партнеров и родительской общественности.
7. Внедрена в действие модель внеурочной деятельности с преобладанием
деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий. Действует
Центр детских инициатив.
8. Школа является участником федеральной программы "Модернизация школьных
систем образования" в 2024-2026 годах, подпрограммы «Школьный двор»
программы «Комфортный край».
9. Разработана локально-сметная документация по капитальному ремонту школьной
столовой.

10. Дорожная карта реализации программы развития «МБОУ
«Карагайская СОШ № 2» в рамках реализации модели «Школа
Минпросвещения России»
Мероприятия в
рамках
реализации
программы

Срок
реализации
планов факт
ая дата
и
ческ
ая

Ожидаемый результат

целевой
индикатор
/показатель

продуктовый
результат

Ответственны
й за
мероприятие

31

дата
Задача 1 Проанализировать результаты самодиагностики образовательной организации
соответствия модели «Школа Минпросвещения России» 2022 года.
Задача 2 Разработать систему мероприятий для перехода на новый уровень
соответствия модели «Школа Минпросвещения России» с учетом магистральных
направлений развития и ключевых условий.
Педагогический
совет

август
2023

Разработка
Программы
развития

до 20
сентяб
ря 2023

Разработка
Дорожной карты с
системой
мероприятий
Педагогический
совет

до 20
сентяб
ря 2023

Педагогический
совет

август
2025

Педагогический
совет

октябр
ь 2026

август
2024

авгус
т
2023

Октя
брь
2023

Проведен анализ

Утверждена
Программа
развития на 2024
– 2026 годы
Представлена
Дорожная карта
Проведен
промежуточный
мониторинг
реализации
Дорожной карты
Проведен
промежуточный
мониторинг
реализации
Дорожной карты
Проведен
итоговый
мониторинг
реализации
Программы
развития

Решение
педагогического
совета
Наличие
программы

Директор
Новицкая В.А.

Наличие
Дорожной карты

Директор
Новицкая В.А.

Корректировка
программы,
дорожной карты

Директор
Новицкая В.А.

Корректировка
программы,
дорожной карты

Директор
Новицкая В.А.

Директор
Новицкая В.А.

Директор
Выявлены
проблемы
и Новицкая В.А.
пути
их
решения,
определены
перспектив даль
нейшего
развития.
Подведены
итоги
и
постановлены
новые
стратегические
задачи развития.

Задача 3 Совершенствовать качество образования через обеспечение равных
возможностей для всех обучающихся и конструирование мотивирующей
образовательной среды
Утверждение
графика
проведения
оценочных
процедур
Разработка и
реализация
программы по
развитию
инклюзивного

ежегодн
о

до
01.09

01.09
2024г.

100% оценочных
процедур
соответствуют
методическим
рекомендациям
Разработана и
реализуется
программа по
развитию
инклюзивного

Приказ об
утверждении
графика
оценочных
процедур
Программа по
развитию
инклюзивного
образования

заместитель
директора по
УВР
Фоминых Л.И.
заместитель
директора по
УВР

32

образования
Корректировка
внутренней
системы оценки
качества
образования
Организация
участия
обучающихся в
конкурсах и
конференциях с
проектными и
учебноисследовательским
и работами
Сетевое
взаимодействие с
центрами «Точка
роста»
Открытие и
функционирование
центра «Точка
роста» на базе
школы
Регистрация ШСК
в
Едином
Всероссийском
перечне школьных
спортивных
клубов.

ежегодн
о

до
01.09

по
плану
округа
и
школы

образования
100% учителей
включены во
внутреннюю
систему оценки
качества
образования
Увеличение
количества
участников на
10%

Аналитические
справки

заместитель
директора по
УВР

Аналитические
справки

ответственный
за работу с
одаренными
детьми

ежегодн
о

Подписан и
действует
договор

Договор о
сетевом
взаимодействии

Директор
Новицкая В.А.

2024 г.

Показатели
работы «Точка
роста»
соответствуют
заявленным.

Мониторинг
деятельности
«Точка роста»

Директор
Новицкая В.А.

Свидетельство о
регистрации
ШСК в Едином
Всероссийском
перечне
школьных
спортивных
клубов.
Отчет по
реализации плана
ШСК

Ответственная
за направление
«Здоровье»
Кылосова
Н.Н.Руководит
ель ШСК
«Лидер»
Гуляева И.В
Ответственная
за направление
«Здоровье»
Кылосова
Н.Н.Руководит
ель ШСК
«Лидер»
Гуляева И.В
Ответственная
за направление
«Здоровье»
Кылосова
Н.Н.Учителя
физической
культуры.

до
01.09

до
01.01.
2024

Диверсификация
ежегод
деятельности
но
школьного
спортивного клуба
«Лидер».

Диверсификация
деятельности
школьного
спортивного
клуба «Лидер»
увеличилась до 6
видов спорта

Организация сдачи
норм ГТО и
получение знаков
отличия
Всероссийского
физкультурноспортивного
комплекса «Готов к
труду и обороне» в
установленном
порядке,
соответствующий
его возрастной
категории на 1
сентября отчетного
периода

Количество
обучающихся 111 классов,
получивших знак
отличия
Всероссийского
физкультурноспортивного
комплекса «Готов
к труду и
обороне»
увеличилось до
30%.

Ежегод
но в
соответ
ствии с
планом
фестив
алей
ГТО

Знак отличия
Всероссийского
физкультурноспортивного
комплекса «Готов
к труду и
обороне».

33

Участие
обучающихся
ШСК
во
Всероссийских
спортивных
соревнованиях
школьников
«Президентские
состязания» и во
Всероссийских
спортивных
играх
школьников
«Президентские
спортивные
игры»
на
муниципальном
и региональном
уровне.
Участие
школьников
и
родителей
(законных
представителей) в
обучении
по
санитарнопросветительской
программе
«Основы здорового
питания»
ФБУН
«Новосибирский
научноисследовательский
институт гигиены»
в
рамках
реализации
Федерального
проекта
«Укрепление
общественного
здоровья»,
входящего в состав
Национального
проекта
«Демография»

Ежегод
но в
соответ
ствии с
планом
игр и
соревн
ований

Участие
обучающихся
ШСК во
Всероссийских
спортивных
соревнованиях
школьников
«Президентские
состязания» и во
Всероссийских
спортивных играх
школьников
«Президентские
спортивные
игры» на
муниципальном и
региональном
уровне.

Сертификаты об
участии
обучающихся в
играх.

Ответственная
за направление
«Здоровье»
Кылосова
Н.Н.Учителя
физической
культуры,
руководитель
ШСК «Лидер»
Гуляева И.В

Ежегод
но

Ежегодно
количество
слушателей
закончивших
обучение по
санитарнопросветительской
программе
«Основы
здорового
питания» ФБУН
«Новосибирский
научноисследовательски
й институт
гигиены»
увеличивается на
10%

Сертификаты об
окончании курсов

Ответственная
за направление
«Здоровье»
Кылосова Н.Н.

Задача 4. Развивать кадровый потенциал педагогического коллектива.
Феврал
Диагностика
50%
Документ
ь
профессиональны
педагогических (удостоверение)
х
компетенций 2024
работников
(федеральной,
региональной
самодиагностики
феврал
50%
ИОМ педагога
Разработаны
ь
–
педагогических
индивидуальны
август
работников
е
2024
создадут ИОМ
образовательны

Ответственная
за работу с
кадрами
Новикова А.А.

Ответственная
за работу с
кадрами
Новикова А.А.
34

е маршруты.
Методический
семинар
для
педагогов:
Использование
современных
технологии
для
повышения
качества
образования
Школьная команд
как
ресурс
эффективной
деятельности
образовательной
организации
прохождение КПК
педагогами
по
направлению
«Наставничество»

феврал
ь
2024
год

феврал
ь
2025
год
В
течени
е 2024
г.

Примут участие
100% педагогов в
семинарах

50% педагогов
внесут изменения
в деятельность
(по внутреннему
мониторингу)

Ответственная
за работу с
кадрами
Новикова А.А.

3%
педагогических
работников
повысили
квалификацию (за
год)
10% и более
учителей

Документ
(удостоверение)

Ответственная
за работу с
кадрами
Новикова А.А.

Участие педагогов октябр
Документ
Ответственная
в
конкурсах ь 2024,
(удостоверение)
за работу с
профессионального 2025
кадрами
мастерства
из год
Новикова А.А.
рекомендуемого
списка в олимпиаде
учителейпредметников
«Профи-край»,
профессиональная
олимпиада
для
учителей
и
преподавателей
русского
языка
«Хранители
русского языка»
Наличие
среди 2025
Каждый год
Документ:
Ответственная
педагогов
2026
10% и более
Сертификат,
за работу с
победителей
и
учителей
грамота, диплом, кадрами
призеров
в
благодарность
Новикова А.А.
конкурсах
педагогического
мастерства
на
муниципальном
уровне
Задача 5. Обеспечить внедрение системы мероприятий для формирования готовности к
профессиональному самоопределению обучающихся.
31.01.
Представлена
Модель
Заместитель
Описание модели
2024
модель
профориентацион
директора по
профориентацио
профориентацион ной деятельности ВР
нной
ной деятельности
Кайгородова
деятельности
Н.В.
Разработан план
31.01.
Утвержден план
Наличие плана
Заместитель
профориентационн 2024
профориентацион
директора по
ой работы
ной работы
ВР
35

Разработка и
заключение
соглашений с
организациями
района
Организация
и
проведение
мероприятий в
формате
профессиональлн
ых проб в разных
профессиях
Участие
родительской
общественности в
проведении
классных
часов,
мастер-классов,
проведении
экскурсий

31.01.
2024

Заключено не
менее 5 новых
соглашений

30.06.
2026

Организовано
100% участие
обучающихся 8-х
классов в
профпробах

В
течени
е
каждог
о
учебно
го года

100% классных
руководителей
привлекают
родителей,
законных
представителей к
организации
профориентацион
ной деятельности

Наличие
подписанных
оглашений с
организациями
округа
Программа
мероприятий
Фотоматериалы

Отражение в
программах
развития классов
Чек-листы по
проверкам
«Разговоров о
важном» и
«Россия – мои
горизонты»

Кайгородова
Н.В.
Заместитель
директора по
ВР
Кайгородова
Н.В.
Заместитель
директора по
ВР
Кайгородова
Н.В.
Заместитель
директора по
ВР
Кайгородова
Н.В., классные
руководители

Задача 6. Разработать и внедрить новую модель внеурочной деятельности.
Представлена и
Модель
Заместитель
Разработка
31.01.
утверждена
внеурочной
директора по
модели
2024
модель
деятельности
ВР
внеурочной
внеурочной
Кайгородова
деятельности
Разработка
программы
развития
родительского
образования
Разработка
внедрение
положения
волонтерской
деятельности

31.01.
2024

и

31.01.
2024

о

Организация
участие в РДДМ
«Движение
первых»:
регистрация
учащихся на сайте

Постоя
нно

Организация
участия в
добровольном
российском детскоюношеском
движении
Юнармия :

По
плану

деятельности
Представлена и
утверждена
Программа
развития
родительского
образования
Увеличилось
количество
волонтеров с 10%
до 45 %

Количество
обучающихся 511 классов
зарегистрированы
х в РДДМ
«Движение
первых»
увеличилось с 5
% до 30%
Количество
обучающихся 511 классов
вступивших в
добровольное
российское
детско-

Программа
развития
родительского
образования
Наличие
положения
фотоматериалы

Наличие
регистрации

Наличие
регистрации

Н.В.
Рабочая группа
Заместитель
директора по
ВР
Кайгородова
Н.В.
Рабочая группа
Заместитель
директора по
ВР
Кайгородова
Н.В.
Заместитель
директора по
ВР
Кайгородова
Н.В.
Педагогорганизатор
Белова Н.А.
Заместитель
директора по
ВР
Кайгородова
Н.В.
Педагогорганизатор
36

регистрация
учащихся на сайте

Организовать
участие в
реализации проекта
«Орлята России»:
регистрация
учащихся на сайте
проекта

По
плану

Прохождения
обучения по
программе
профессиональной
переподготовки
«Специалист в
области воспитания
(советник по
воспитанию)»

до
конца
2025

Ремонт кровли
здания школы

3-4
квартал
2024

Благоустройство
пришкольной
территории

3-4
квартал
2024

Ремонт
кабинетов
и
установка
оборудования
«Точка роста»

4
квартал
2024

юношеское
движение
Юнармия
увеличилось с 6
% до 30%
100%
обучающихся
начального звена
зарегистрированы
на портале
«Орлята России»
Ставка советника
по воспитанию
перестала быть
вакантной

ОБЖ
Бакринев А.И.

Наличие
регистрации

Удостоверение

Заместитель
директора по
ВР
Кайгородова
Н.В.
Педагогорганизатор
Белова Н.А.
Ответственная
за работу с
кадрами
Новикова А.А.

Задача 7. Обеспечить улучшение благоустройства здания школы и прилегающей
территории
Договор. Проект.
Участие в
федеральной
программе
"Модернизация
школьных систем
образования" в
2024-2026 годах.

Договор Проект.
Участие в
программе
«Школьный
двор»
программы
«Комфортный
край» в 2024г.
Договор.
Проект.

Акт исполнения

Директор
Новицкая В.А.
Заместитель
директора по
АХЧ Порошин
О.В.

Акт исполнения
договора

Директор
Новицкая В.А.
Заместитель
директора по
АХЧ Порошин
О.В.

Акт исполнения
договора

Директор
Новицкая В.А.
Заместитель
директора по
АХЧ Порошин
О.В.

37

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».