ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса по русскому языку «Речевая практика»
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения человека практически во всех областях жизни,
способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира. Успех во многом зависит от умения человека владеть словом.
Это касается не только публичных выступлений, где умение красиво говорить
особенно важно, но и повседневной жизни, зачастую требующей от нас навыков
красноречия. Поэтому просто необходимо учиться грамотно излагать свои мысли,
четко формулировать идеи, ценности и проблемы, выражать чувства и общаться.
Актуальность программы на современном этапе развития школы
определяется прежде всего тем, что она направлена на формирование
практически важных умений и навыков, расширяет и углубляет знания учащихся
по русскому языку, формирует познавательную самостоятельность, учитывает и
развивает индивидуальные способности учащихся при подготовке к устному
собеседованию. Программа позволит учителю преодолеть трудности в подготовке
обучающихся и к письменной части ОГЭ по русскому языку.
Ключевые компетенции курса:
Содержание курса отобрано и структурировано на основе компетентностного
подхода. В соответствии с этим у обучающихся формируются и развиваются
коммуникативная и языковая (лингвистическая) компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного
возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая (лингвистическая) компетенция – освоение необходимых знаний о
языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; овладение основными нормами русского литературного
языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,
необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными
лингвистическими и специализированными словарями.
Цели и задачи курса:
Цель - совершенствование коммуникативных умений обучающихся.
Задачи:
1. Формировать умение адекватно передавать содержание текста, выражать
собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные
доказательства своей точки зрения;
2. Формировать умение логично и образно излагать свои мысли, составлять
связное высказывание, письменное и устное;
3. Формировать умение применять полученные знания в работе над
разнообразной устной и письменной информацией.
Курс по выбору «Речевая культура» является практико-ориентированным с
элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Курс даёт
возможность обучающимся познакомиться с закономерностями общения,
особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения
речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Курс состоит из тематических блоков, в каждый из которых входят разделы
на усвоение грамматики, лексики и развитие таких видов речевой деятельности,
как чтение, говорение. В основе программы лежат следующие методические
принципы:
• интеграция основных умений и навыков речевой деятельности;
• последовательное развитие основных умений и навыков;
• коммуникативная направленность заданий;
• применение полученных умений и навыков на практике в ходе
выполнения контрольных заданий.
1. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 0,5 часа в неделю. Тематическое планирование
составлено на 17 часов. Элективный курс ориентирован подготовку обучающихся
8-х классов к итоговому собеседованию.
Дети с ОВЗ обучаются в инклюзивных классах и осваивают данную
программу курса по выбору «Речевая практика» совместно со всеми
обучающимся.
2. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами освоения Программы курса являются:
осознание эстетической ценности русского языка; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения Программы курса являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной
степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета.
Предметными результатами освоения Программы являются:
овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при
создании устных высказываний.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 ч)
Структура итогового собеседования.
Выразительное чтение текста (2 + 1 ч)
Принципы выразительного чтения текста. Интонационное соответствие
пунктуационному
оформлению
текста.
Соответствие
темпа
чтения
коммуникативной задаче. Сложные, труднопроизносимые слова. Орфоэпические
нормы. Грамматические нормы Контрольное занятие. Выразительное чтение
текста.
Пересказ текста с включением цитаты (5 + 1 ч)
Принципы запоминания текста. Микротема. Правила цитирования текста.
Включение цитаты в пересказ разными способами. Контрольное занятие.
Пересказ с включением цитаты.
Монолог на предложенную тему (4 + 1 ч)
Культура ведения монолога. Монолог информационный, убеждающий и
побуждающий. Культура ведения монолога. Тип речи – повествование. Культура
ведения монолога. Тип речи – описание. Культура ведения монолога. Тип речи –
рассуждение. Лексические нормы. Обобщающая работа на все виды речевых
ошибок. Контрольное занятие. Монолог на предложенную тему.
Повторение и закрепление изученного (2 ч)
Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Ученик научится:
владеть
навыками
различных
видов
чтения
(изучающим,
ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного
материала;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты
различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение);
участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические
высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей,
сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета.
Формы работы: групповые, в основном – индивидуальные. В конце каждого
блока – зачет. В конце курса – тренировочное собеседование.
Учебно-методическая литература:
1. Т.Б.Карпова, Е.А.Баженова, Л.Р.Дускаева. Русский язык в таблицах и тестах:
учебное пособие. – Перм.ун-т. – Пермь, 2017.
2. Л.В.Коротченкова. Русский язык. 8 класс. Промежуточный экзамен. – Саратов:
Лицей, 2015.
3.
Н.Н.Васинькова, Л.В.Карелина. Русский язык. Итоговое собеседование:
алгоритмы, практические советы, упражнения, варианты – Пермь. ООО
«Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2018.
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Разделы, темы
1. Введение
2.
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов учебной деятельности
Структура итогового собеседования по Знакомятся с типами заданий итогового собеседования по русскому
русскому языку.
языку, критериями оценивания.
Принципы выразительного чтения
Выразительно текста.
е чтение
Интонационное соответствие
текста
пунктуационному оформлению текста.
Соответствие темпа чтения
коммуникативной задаче.
Слушают декламации известных артистов. Знакомятся с терминами
«логическое чтение», «ударные слова», «логическая и
психологическая паузы». Воспроизводят тексты разных стилей речи.
Активизируют умения соблюдать паузы и логические ударения,
передающие авторский замысел. Моделируют интонационную
окраску различных по цели высказывания предложений. Осознают
значение знаков препинания для понимания текста.
Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания.
Читают текст, контролируя темп речи. Активизируют умение
соблюдать равномерность дыхательных циклов при чтении.
Сложные, труднопроизносимые слова. Знакомятся с труднопроизносимыми для дикции словами.
Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание
произношения сложных слов.
Орфоэпические нормы имён
существительных.
Орфоэпические нормы употребления
имён прилагательных.
Грамматические нормы употребления
имён прилагательных.
Повторяют орфоэпические нормы употребления слов с подвижным
ударением. Участвуют в лингвистической игре, помогающей
запомнить ударение в словах, в которых часто допускаются ошибки.
Активизируют правило определения рода несклоняемых
существительных. Определяют род аббревиатур и составляют с ними
словосочетания.
Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения,
исправляют произносительные ошибки.
Правильно образуют сравнительную и превосходную степени сравнения имён прилагательных.
Орфоэпические нормы употребления
имён числительных.
Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения,
исправляют произносительные ошибки.
Грамматические нормы имён
существительных.
Кол-во
часов
1
3
Грамматические нормы употребления
имён числительных.
Орфоэпические нормы употребления
глаголов, причастий и деепричастий.
Грамматические нормы употребления
глаголов, причастий и деепричастий.
Контрольное чтение.
3.
Пересказ
текста с
включением
цитаты
Принципы запоминания текста.
Правила цитирования текста.
Включение цитаты в пересказ.
Контрольная работа. Пересказ с
включением цитаты.
4.
Правильно образуют падежные формы порядковых и
количественных числительных. Составляют словосочетания с
числительными.
Осознают важность нормативного произношения для культурного
человека. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки
зрения, исправляют произносительные ошибки.
Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Читают
текст, определяя роль глаголов, причастий и деепричастий в
описании действий. Корректируют неоправданное повторение слов.
Воспроизводят текст с учётом произносительных норм и
пунктуационного оформления.
Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения.
Изучают принципы запоминания текста. Определяют роль и
признаки начальных и конечных предложений текста.
Выполняют коррекцию текстов ученических сочинений со стороны
уместности и точности в оформлении включённых цитат. Усваивают
требования к устному выступлению.
Читают текст, анализируют его структуру, пересказывают
содержание, пользуясь выделенными словами. Формируют умение
вводить цитаты в авторский текст разными способами.
Анализируют текст и формулируют его основную мысль. Выделяют
ключевые слова в текстах. Пересказывают текст, включая цитату в
пересказ.
Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания
воспроизведения устной монологической речи.
Культура ведения монолога.
Монолог на
предложенную Монолог информационный,
убеждающий и побуждающий.
тему
Культура ведения монолога. Тип речи – Анализируют приведённое изложение ученика, указывают
повествование.
недочёты, записывают исправленный вариант текста. Готовят устный
рассказ на тему «Как я однажды...».
6
5
Культура ведения монолога. Тип речи – Редактируют текст-описание. Читают разные литературные тексты с
описание.
описанием внешности. Составляют монолог, описывая фотографию.
Работают с иллюстрацией. Отвечают на последовательные вопросы к
иллюстрации, создавая устный рассказ. Характеризуют тексты,
содержащие описания природы. Определяют основную мысль,
структуру описания природы; языковые средства, используемые в
описании.
Культура ведения монолога. Тип речи – Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и
рассуждение.
как часть других функционально-смысловых типов речи. Приводят
доказательства для раскрытия темы «Всегда ли нужно следовать
моде?» и др.
Лексические нормы употребления имён Активизируют базовые понятия лексикологии. Понимают роль слова
существительных.
в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.
Объясняют лексическое значение слов. Повторяют паронимы.
Лексические нормы употребления имён Активизируют знания об употреблении кратких и полных
прилагательных.
прилагательных, качественных и относительных прилагательных.
Различают паронимические пары имён прилагательных.
Лексические нормы употребления имён Активизируют знания об употреблении собирательных и
числительных.
количественных числительных.
6.
Лексические и грамматические нормы Активизируют знания об употреблении местоимений. Работают с
употребления местоимений.
текстом, исправляя речевые ошибки.
Лексические нормы употребления
Активизируют знания об употреблении глаголов, причастий и
глаголов, причастий и деепричастий.
деепричастий. Различают паронимические пары глаголов.
Обобщающая работа на все виды
Исправляют текст, в котором присутствуют все виды речевых
речевых ошибок.
ошибок.
Контрольная работа. Монолог на
Воспроизводят монолог на предложенную тему (описание,
предложенную тему.
повествование, рассуждение).
Повторение и Тренировочное итоговое собеседование Активизируют полученные знания. Читают выразительно текст,
пересказывают его с включением цитаты, составляют монолог на
закрепление по русскому языку
заданную тему и вступают в диалог с экспертом (учителем).
изученного
Итого:
2
17