Пояснительная записка
Данная Рабочая программа разработана на основе:
1.
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования.
2.Федеральной рабочей программы основного общего образования «География». 59 классы
3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
«Карагайская СОШ № 2».
Содержание
курса
направлено
на
расширенное
и
углубленное
изучение
практических вопросов, на изучение которых в школьной программе уделяется
недостаточно времени и которые вызывают у учащихся наибольшее затруднения. Также
курс по выбору способствует формированию устойчивого интереса к предмету,
исследовательского подхода в решении географических задач и помогает обучающимся
подготовиться к ОГЭ.
Построение
и
содержание
курса
определяется
его
общеобразовательным
значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также
наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса
географии в 5-9 классах. Дети с ОВЗ обучаются в инклюзивных классах и осваивают
данную программу курса по выбору совместно со всеми обучающимся».
Цель: развитие умения решать географические задачи
Задачи:
1.актуализировать базовые географические знания;
2.рассмотреть типовые задачи в ОГЭ по географии;
3.формировать картографическую грамотность;
4.развивать
навыки
самостоятельной
работы
с
различными
источниками
географической информации.
Реализация
деятельностной
являются:
программы
направленности.
технология
осуществляется
посредством
Приоритетными
проблемного
диалога,
занятий
образовательными
системно-
технологиями
информационно-коммуникационные
технологии, игровые технологии, личностно-ориентированное обучение.
Программа рассчитана на 17 часов. Курс по выбору реализуется в течение года в 9
классе.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса являются:
-готовность обучающихся к развитию и саморазвитию;
-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
--основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам поведения в природе.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
-умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели;
-умение выполнять познавательные и практические задания;
-определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
-поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
-перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
-оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
-определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы
следующие УУД.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи;
-различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять
использованием
поиск
необходимой
дополнительной
информации
литературы,
для
СМИ,
выполнения
энциклопедий,
заданий
с
справочников
(включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
-осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с
помощью ИКТ;
-выражать речь в устной и письменной форме;
-проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать
причинно-следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметными результатами изучения курса являются:
-овладение
основными
навыками
нахождения,
использования
и
презентации
географической информации;
-развитие картографической грамотности;
-формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний
в повседневной жизни.
Содержание рабочей программы
Тема 1. Введение. ОГЭ по географии. Решение задач по топографической карте.
Практические задачи в географии. Топографическая карта. Условные знаки. Измерение
расстояния и определение
направления по топографической карте. Определение
крутизны и экспозиции склона. Анализ профиля рельефа местности.
Тема 2. Решение
задач по картам атласа. Географическая карта. Измерение
расстояния и определение
направления по карте. Определение географических
координат. Анализ карты размещения населения России. Анализ синоптических карт.
Тема 3. Географические оболочки. Решение практических задач. Закономерности
залегания горных пород. Географические явления и процессы в геосферах. Задачи на
определение солености, относительной влажности, температуры воздуха и т.п.
Тема
4.
Материки
и
океаны.
Решение
практических
задач.
Крупнейшие
географические объекты мира. Анализ климатограмм.
Тема 5. Субъекты РФ. Решение практических задач. Анализ карты административнотерриториального устройства России. Определение по карте соседей России. Решение
задач на определение разницы во времени. Особенности природы России.
Тема 6. Статистический метод в географии. Анализ графиков, таблиц. Поиск и отбор
необходимых статистических данных в различных источниках информации.
Тема 7. Решение практических задач геоэкологического содержания. Природные
ресурсы. Виды хозяйственной деятельности человека. Заповедники и национальные
парки.
Тема 8. Анализ текстов географического содержания. Зачет. Определение страны
(субъекта РФ) по описанию. Решение задач по тексту географического содержания.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
1
Введение. Требования к ОГЭ по географии
1
2
Решение задач по топографической карте
1
3
Решение задач по картам атласа
1
4
Анализ синоптических карт
1
5
Географические оболочки. Решение практических задач
1
6
Географические явления и процессы в геосферах.
1
7
Материки и океаны. Решение практических задач
1
8
Анализ информации о разных территориях Земли
1
9
Субъекты РФ. Решение практических задач
1
10
Особенности природы России
1
11
Статистический метод в географии
2
12
Решение практических задач геоэкологического содержания
1
13
Природные и техногенные явления
1
14
Анализ текстов географического содержания
1
15
Определение страны (субъекта РФ) по описанию
1
16
Зачет
1
Итого
Электронные образовательные ресурсы:
1.Решу ОГЭ https://geo-oge.sdamgia.ru/?;
2.ФГИС «Моя школа»
17