Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Практикум решения задач по
математике» учащихся 11 класса составлена на основе примерной программы среднего
(полного) общего образования (профильный уровень) по математике и на основе
кодификатора требований к уровню подготовки выпускников по математике, кодификатора
элементов содержания по математике для составления КИМов ЕГЭ.
Программа рассчитана на один год обучения в объеме 34 часа в неделю.
Данный курс является предметно - ориентированным для учащихся
11 класса
общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по математике и направлен на
формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач
повышенного уровня сложности, на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников в различных сферах человеческой деятельности. Курс рассчитан
на расширение и углубление содержания курса математики с целью дополнительной
подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ. А также
дополняет изучаемый материал на уроках системой упражнений и задач, которые
углубляют и расширяют школьный курс алгебры и начал анализа и позволяет начать
целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ. Данный курс направлен на формирование
умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного и высокого
уровня сложности, получение дополнительных знаний по математике, интегрирующих
усвоенные знания в систему.
Цели курса
• Создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа,
обобщения и систематизации полученных знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности;
• успешно подготовить учащихся 11 классов к государственной (итоговой) аттестации в
форме ЕГЭ (профильный уровень), к продолжению образования в ВУЗы;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Задачи курса:
углубить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики,
необходимых для применения в практической деятельности;
познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения уравнений и
неравенств, выходящих за рамки школьного учебника математики;
сформировать умения применять полученные знания при решении нестандартных
уравнений;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой
культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
развить интерес и положительную мотивацию изучения предмета;
сформировать и совершенствовать у учащихся приемы и навыки решения задач
повышенной сложности, предлагаемых на ЕГЭ (профильный уровень);
продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через развитие
логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления для
дальнейшего обучения;
способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать;
формировать навыки работы с дополнительной литературой, использования различных
интернет-ресурсов.
Место учебного предмета в учебном плане школы
Рабочая программа элективного курса для 11 класса профильного уровня составлена,
согласно учебному плану МБОУ «Карагайская СОШ №2». А также конкретизирует
содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение
учебных часов по разделам курса. Рабочая программа данного курса для 11 класса
рассчитана на 34 ч в год, 1 час в неделю
Виды деятельности на занятиях:
лекция, беседа, практикум, консультации, работа с КИМ, групповые, парные и
индивидуальные работы с учащимися и тестирования из «Решу ЕГЭ», открытый банк
заданий ФИПИ.
Планируемые результаты внеурочной деятельности на основе УУД
по математике направлены на достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения.
Личностных:
1)
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию,
выбору дальнейшего образования
на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений;
2)
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
3)
развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности
мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также
для последующего обучения в высшей школе;
4)
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми и младшими в образовательной, общественно – полезной,
учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметных: освоение способов деятельности
Познавательные:
1)
овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
2)
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения
задач творческого и поискового характера;
3)
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно
отказаться от образца, искать оригинальное решение.
Коммуникативные:
1)
умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства;
2)
адекватное восприятие языка средств массовой информации;
3)
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог,
дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога
(диспута);
4)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников,
общие способы работы;
5)
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для
обработки, передачи, систематизации информации, создание базы данных, презентации
результатов познавательной и практической деятельности.
Регулятивные:
1)
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
2)
понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
3)
объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей
личности;
4)
умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей
деятельности;
5)
конструктивное восприятие иных мнений и идей, учёт индивидуальности партнёров
по деятельности;
6)
умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях,
оценивать их последствия;
7)
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей
профессиональной деятельности.
Предметные:
базовый уровень:
1) развитие представлений о математике как о методе познания действительности,
позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать,
извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с
применением математической терминологии и символики, проводить классификации,
логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия; применение
способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию
или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее
решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование
полученного решения задачи; решение логических задач;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до
действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных
вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных
преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем
неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать
построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный
результат;
5) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических
фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах,
моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств
геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с
практическим содержанием;
6) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой
при практических расчетах;
углубленный уровень:
1)
сформированность понятийного аппарата по основным курсам математики; знание
основных теорем, формул и умения их применять; умения находить нестандартные
2)
способы решения задач;
3) сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать
построенные модели, интерпретировать полученный результат;
4) освоение математики на профильном уровне, необходимом для применения
математики в профессиональной деятельности и на творческом уровне.
Предполагаемые результаты:
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
• повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
• освоить основные приемы решения уравнений и неравенств;
• овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной
задачи;
• познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения уравнений
повышенного уровня;
• повысить уровень своей математической культуры, творческого развития,
познавательной активности;
• познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том
числе интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
•
•
•
•
•
•
•
•
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
преобразовывать числовые и алгебраические выражения;
решать уравнения высших степеней;
решать задания повышенного и высокого уровня сложности (часть 2);
решать уравнения и неравенства, содержащие параметры и модули;
повысить уровень математического и логического мышления;
развить навыки исследовательской деятельности;
самоподготовка, самоконтроль;
работа учитель-ученик, ученик-ученик.
Средства, применяемые в преподавании:
КИМы, открытый банк заданий ФИПИ, сборники текстов и заданий, мультимедийные
средства (видеоуроки, презентации, тестирование Интернет-Онлайн «Решу ЕГЭ»,
открытый банк заданий), таблицы, справочные материалы.
На учебных занятиях курса используются активные методы обучения,
предусматривается самостоятельная работа по овладению способами деятельности,
методами и приемами решения математических задач. Рабочая программа данного курса
направлена на повышение уровня математической культуры старшеклассников.
С целью контроля и проверки усвоения учебного материала проводятся длительные
домашние контрольные работы по каждому блоку, семинары с целью обобщения и
систематизации. В учебно-тематическом плане определены виды контроля по каждому
блоку учебного материала в различных формах (домашние контрольные работы на
длительное время, обобщающие семинары).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки, задающих
систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты всеми
учащимися, оканчивающими основную школу, и достижение которых является
обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти
требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь»,
«использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни».
Содержание структурировано по блочно-модульному принципу, представлено в
законченных самостоятельных модулях по каждому типу задач и методам их решения и
соответствует перечню контролируемых вопросов в контрольно-измерительных
материалах на ЕГЭ.
Содержание программы курса
Тема 1. Тригонометрическая функция, тригонометрические уравнения и
неравенства (8ч)
Виды и способы решения тригонометрических уравнений и неравенств,
иррациональные уравнения и неравенства, уравнения и неравенства с модулем. Основные
принципы решения систем уравнений и неравенств. Отбор корней в тригонометрическом
уравнении и запись решений. Нестандартные тригонометрические уравнения.
Тема 2. Показательная и логарифмическая функции. (7ч)
Основные принципы и методы решения показательных уравнений. Показательностепенные уравнения. Показательные и логарифмические неравенства. Уравнения и
системы уравнений, неравенства смешанных типов.
Тема 3. Применение производной и первообразной (7ч)
Применение производной для исследования функций на монотонность и
экстремумы. Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений
величин. Нахождение площадей фигур с помощью первообразной. Решение задач с
применением первообразной и производной.
Тема 4. Решение задач (7ч)
Задачи, решаемые с помощью уравнений. Задачи на проценты и пропорции,
смеси и сплавы. Задачи на движение и работу. Нестандартные текстовые задачи.
Тема 5. Решение тренировочных КИМов ЕГЭ. (4ч)
Решение тренировочных КИМов ЕГЭ.
Итоговое занятие. (1ч)
Тематический планирование курса
№
1
2
3
4
5
5
Тема
Тригонометрическая функция, тригонометрические уравнения и
неравенства
Показательная и логарифмическая функции.
Применение производной и первообразной
Решение задач
Решение тренировочных КИМов ЕГЭ
Итоговое занятие
ИТОГО
Количество
часов
8ч
7ч
7ч
7ч
4ч
1ч
34