Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2"
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель
методического совета
Директор
________________________
________________________
Новикова А.А.
Шмань С.Н.
Приказ №1
от «01» сентября 2025 г.
Протокол № 1
от «01» сентября 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса по выбору
«Актуальные вопросы истории»
для обучающихся 10 класса
на 2025-2026 учебный год
с. Карагай, 2025
Содержание программы
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Актуальные вопросы истории» для 10-11
классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).
Программа курса опирается на документы, определяющие структуру и содержание
КИМ - «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного
экзамена по истории» и «Спецификацию контрольных измерительных материалов» для
проведения единого государственного экзамена.
В последнее время для поступления в ВУЗы все более востребованными являются
обществоведческие дисциплины, в том числе и история. Уровень заданий ЕГЭ достаточно
сложный и для успешной сдачи экзамена необходима дополнительная подготовка
учащихся по истории.
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников
к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему
содержанию соответствует государственному стандарту среднего общего образования по
предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении
знаний по модульным блокам:
«История России с древности до конца XIV в.», «История России с начала XV до конца XVI
вв.», «История России XVII- XVIII вв.» (10 класс), «Россия в XIX вв.», «Россия в первой
половине XX в.», «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.» (11 класс).
Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по
истории, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике
построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся по
истории России.
Задачи курса:
1. Углубление и расширение знаний учащихся по курсу истории России;
2. Ознакомление учащихся с кодификатором, спецификацией и демоверсий КИМ ЕГЭ;
3. Отработка отдельных тем программы по истории в виде письменных тестовых работ;
4. Адаптация учащихся к различным формам тестовых работ.
Описание места учебного курса в учебном плане школы
Курс рассчитан для учащихся 10 - 11 классов в количестве 34 часов. В 10 классе – 17
часа, в 11 классе – 17 часа.
В 2025 – 2026 учебном году реализуется в 10 классе.
Планируемые результаты изучения курса:
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию.
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов,
а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).
Предметные результаты
формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской
гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности
ценностям, закреплѐнным в Конституции Российской Федерации;
понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных
теорий общественного развития;
приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и
умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для
решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту
обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и
поступков
других
людей
с
нравственными
ценностями
и
нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации,
убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и
средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей
дееспособности;
освоение приемов работы с социально значимой информацией, еѐ осмысление;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к
изучению общественных дисциплин.
В результате изучения курса учащиеся систематизируют и обобщат знания курса
истории с древнейших времен до наших дней; научатся успешно выполнять задания
различных типов и уровней сложности; успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ.
Содержание программы
10 класс
Введение. Единый государственный экзамен по истории: структура и содержание
экзаменационной работы.
ЕГЭ и стандарты исторического образования. Кодификатор. Спецификации.
Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Уровни
сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с
открытым развѐрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Работа с бланками.
От Руси к Российскому государству.
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Роль и место России в мировой истории. Периодизация и источники российской
истории.
Образование Руси: исторические условия образования государства Русь.
Формирование территории. Внутренняя политика первых князей.
Принятие христианства и его значение. Русь в конце X – начале XII в.: территория,
органы
власти,
социальная структура,
хозяйственный
уклад,
крупнейшие города. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация
Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси. Внутриполитическое
развитие. Общественный строй Руси. Древнерусское право.
Внешняя политика первых русских князей. Внешняя политика и международные связи
Руси в конце X – начале XII в.
Древнерусская культура. Византийское наследие на Руси.
Русь в середине XII – начале XIII в.: формирование системы земель – самостоятельных
государств. Эволюция общественного строя и права. Политический строй Новгорода и
Пскова. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.
Русские земли в середине XIII – XIV в.: борьба Руси против монгольского нашествия.
Судьбы русских земель после монгольского завоевания. Система зависимости русских земель
от ордынских ханов. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси.
Возвышение Московского княжества. Московское княжество во главе героической борьбы
русского народа против ордынского господства. Православная церковь в ордынский период
русской истории.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII– XV вв.
Золотая Орда. Межкультурные связи и коммуникации.
Формирование единого Русского государства в XV веке: объединение русских земель
вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве. Новгород и Псков в XV в.
Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире.
Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского
государства. Принятие общерусского Судебника. Начало закрепощения крестьян.
Формирование единого аппарата управления.
Формирование региональных центров культуры в середине XII – начале
XIII в. Культурное пространство русских земель в середине XIII – XIV в. Культурное
пространство единого государства.
Россия в XVI–XVII вв.: от великого княжества к царству.
Россия в XVI в.: завершение объединения русских земель вокруг Москвы.
Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Сопротивление
удельных князей. Органы государственной власти. Унификация денежной системы.
Местничество. Государство и церковь. Реформы середины
XVI в. Земские соборы. Формирование органов местного самоуправления. Социальная
структура российского общества. Закрепощение крестьян. Формирование вольного
казачества. Многонациональный состав населения. Опричнина: сущность, результаты и
последствия. Россия в конце XVI в. Пресечение династии Рюриковичей
Внешняя политика России в XVI в.
Смута в России: Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах, сущности
и основных этапах. Самозванцы и самозванство. Перерастание внутреннего кризиса в
гражданскую войну. Вступление в войну против России Речи Посполитой. Подъѐм
национально-освободительного движения. Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор
1613 г. и его роль в укреплении государственности. Итоги и последствия Смутного
времени.
Россия в XVII в.: Россия при первых Романовых. Укрепление самодержавия.
Церковный раскол. Экономическое развитие России в XVII в. Социальная структура
российского общества. Русская деревня в XVII в. Юридическое оформление крепостного
права. Социальные движения. Эпоха Великих географических открытий и русские
географические открытия. Начало освоения Сибири и Дальнего Востока. Межэтнические
отношения. Формирование многонациональной элиты.
Внешняя политика России в XVII в.
Культурное пространство России в XVI в. Культурное пространство России в XVII
в. Развитие образования и научных знаний.
Россия в конце XVII – XVIII в.: от царства к империи
Россия в эпоху преобразований Петра I. Причины и предпосылки преобразований.
Экономическая политика Петра I. Роль государства в создании промышленности.
Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в
управлении страной. Реформы управления. Создание регулярной армии, военного флота.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Оппозиция реформам Петра I.
Социальные движения. Итоги, последствия и значение петровских преобразований
Внешняя политика Петра I. Северная война
Эпоха «дворцовых переворотов». Причины и сущность дворцовых переворотов.
Внутренняя и внешняя политика России в 1725–1762 гг.
Россия в 1760–1790-х гг.: «Просвещѐнный абсолютизм», его особенности в России.
Политическое развитие. Промышленность. Финансы. Сельское хозяйство. Внутренняя и
внешняя торговля. Социальный строй. Обострение социальных противоречий, их влияние
на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.
Внешняя политика России в период правления Екатерины II, еѐ основные задачи,
направления, итоги.
Народы России в XVIII в. Национальная политика.
Внутренняя и внешняя политика Павла I. Ограничение дворянских привилегий.
Преобразования Петра I в области культуры. Влияние идей Просвещения на
культурное пространство Российской империи в XVIII в. Русская культура и культура
народов России. Культура и быт российских сословий. Российская наука. Отечественное
образование
10 класс.
Российская империя в XIX – начале XX в.
Внутренняя политика Александра I в начале царствования. Проекты либеральных
реформ. Негласный комитет. Реформы государственного управления. Либеральные и
охранительные тенденции во внутренней политике. Движение и восстание декабристов
Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие
отечественной и мировой истории XIX в. Россия – великая мировая держава.
Внутренняя политика Николая I: реформаторские и консервативные тенденции.
Социально-экономическое развитие России в первой половине
XIX в. Рост городов. Начало промышленного переворота и его особенности в России.
Кодификация права. Оформление официальной идеологии. Сословная структура
российского общества. Крестьянский вопрос. Общественная жизнь в 1830– 1850-е гг.
Этнокультурный облик страны. Национальная политика.
Внешняя политика России в период правления Николая I. Крымская война
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Социальная и правовая модернизация страны при Александре II. Великие реформы
1860–1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу.
Национальная и религиозная политика.
Общественное движение в период правления Александра II.
Многовекторность внешней политики империи в период правления Александра II.
Внутренняя политика Александра III. Реформы и «контрреформы». Национальная и
религиозная политика. Экономическая модернизация через государственное вмешательство
в экономику. Промышленный подъѐм на рубеже XIX–XX вв. Индустриализация и
урбанизация. Пореформенный социум: идейные течения и общественные движения в 1880–
1890-х гг. Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны.
Внешняя политика Александра III.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в.
Россия на пороге XX в.: динамика и противоречия развития. Демография,
социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых
социальных страт. Имперский центр и национальные регионы. Система власти. Николай II.
Общественно-политические движения и политические партии в начале XX в.
Политический терроризм
Россия в системе международных отношений. Внешняя политика Николая II.
Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма в России.
«Основные Законы Российскойимперии» 1906 г. Общественное и политическое
развитие России в 1907–1914 гг.
«Серебряный век» российской культуры: основные тенденции развития русской
культуры начала XX в. Развитие науки и образования. Вклад России начала XX в. в
мировую культуру.
Россия в Первой мировой войне.
Причины первой мировой войны, участники. Позиция большевиков. События на фронтах
первой мировой войны. «Прогрессивный блок». Влияние войны на ситуацию в стране.
Великая российская революция
Февральская революция 1917 года: причины, участники. От Февраля к Октябрю.
Двоевластие. Октябрьская революция. Провозглашение и утверждение советской власти. II
съезд Советов, первые декреты.
Внутренняя и внешняя политика советского правительства в 1917-1920 гг.
Гражданская война.
Первые мероприятия Советской власти. Разгон Учредительного собрания. Брестский мир.
Политика «военного коммунизма». Гражданская война: причины, участники, основные
события. Интервенция. Итоги гражданской войны.
Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг.
Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. Образование СССР. Политическая
жизнь в 20-е – 30-е гг. Внутренняя борьба. Культ личности Сталина. Массовые репрессии.
Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация. Культурная революция.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
СССР накануне войны. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны. Война
с Японией. Героизм советских людей во время войны. Партизанское движение.
Антигитлеровская коалиция. Итоги Великой Отечественной войны.
СССР в первое послевоенное десятилетие. «Холодная война»
Восстановление народного хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.
«Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику СССР.
СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг.
Н. С. Хрущев, приход к власти. XX съезд КПСС. «О культе личности и его последствия».
Общественно-политическая жизнь страны. Реформы в социально- экономической сфере.
Внешняя политика.
СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.
Приход к власти Л. И. Брежнева. Экономическая реформа 1965 года.
«Продовольственная программа». Концепция «Развитого социализма». Внешняя политика.
СССР во второй половине 1980-х гг.
Распад СССР. М. С. Горбачев. Перестройка. Авария на Чернобыльской АЭС. Внешняя
политика: «новое политическое мышление». События 1991 г. Распад СССР. Развитие науки
и культуры в 1950 – 1980-х гг.
Россия в 1992 по настоящее время.
Становление новой российской государственности. События 1993 г. Принятие
Конституции 1993 г. Переход к рыночной экономике. Политическое, экономическое,
национальное, культурное развитие современной России. Россия в системе современных
международных отношений. Россия в ХХI в.: вызовы времени и задачи модернизации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
Тема, раздел
Количество
часов
п/п
1
Введение
1
2
От Руси к Российскому государству.
8
3
Россия в XVI–XVII вв.: от великого княжества к царству.
4
4
Россия в конце XVII – XVIII в.: от царства к империи.
4
Итого:
17
1
11 класс
Российская империя в XIX – начале XX в.
6
2
Россия в первой половине XX века
6
3
Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.
5
Итого:
17
Поурочное планирование
10 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Название темы
Введение
Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия.
Возникновение государственности у восточных славян.
Русь при
первых князьях. Принятие Русью христианства. Культура
древней Руси.
Феодальная раздробленность: причины, особенность. Русские земли и
княжества в период феодальной раздробленности
Северо-Восточная Русь: политические и экономические особенности
Борьба Руси с иноземными захватчиками. Золотая Орда. Установление
зависимости Руси от Орды.
Культура XII-XIII вв.
Начало образования Российского централизованного
государства. Москва как центр объединения русских земель.
Политика московских князей в первой половине XV в. Завершение
объединения русских земель и образование Российского государства
Россия при Иване IV. Расширение территории России в XVI в. Ливонская
война. Опричнина
Смутное время в России. Культура России в XIV-XVI вв.
Первые Романовы. Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке.
Внешняя политика России в XVII веке
Культура России в XVII веке
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
15
16
17
Россия при Петре I. Период дворцовых переворотов
Внутренняя политика Екатерины II. Россия в войнах второй половины
XVIII века. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева
Культура России в XVIII веке.
Повторительно-обобщающий урок по теме «От Руси к
Российскому государству»
11 класс
№ Название темы
п/п
Количество
часов
Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1812 гг. Внешняя политика в
1801 – 1812 гг.
2 Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии.
Внутренняя политика после войны. Тайные общества первой четверти XIX
в. Восстание декабристов
3
Россия при Николае I. Внутренняя политика. Внешняя политика 18201850-х гг. Крымская война
4
Александр II. Реформы 1860-1870-х гг. Общественное движение второй
половины XIX вв. Политический террор. Контрреформы Александра III
5
Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале XX в.
Внешняя политика Российской империи в начале XX в. Русско-японская
война. Революция 1905-1907 гг. Реформы политической системы. Аграрная
реформа П.А. Столыпина.
6
Россия в Первой мировой войне. Великая российская революция.
Октябрьский переворот. Приход к власти большевиков. Гражданская война
7
Политика военного коммунизма. Переход к НЭПу. Советская Россия,
СССР в 1920 гг. Внешняя политика Советской России, СССР в 1920-е гг.
8
Борьба за власть в СССР в 1920-е гг. формирование тоталитарного
государства. Культ личности Сталина. Массовые репрессии.
9
Внешняя политика СССР в 1930-е гг. СССР накануне Великой
Отечественной войны. Советско-финская война
10
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
1
1
11
12
13
14
15
1
1
1
1
2
СССР в первое послевоенное десятилетие. «Холодная война»
СССР в середине 1950- х – середине 1960-х гг. СССР в середине 1960- х –
середине 1980-х гг.
СССР во второй половине 1980-х гг.: внутренняя и внешняя политика.
Распад СССР.
Россия в 1992 по настоящее время
2
Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя в XIX начале XX в.»
Учебно-методическое сопровождение:
1. Мединский В. Р., Торкунов А. В. Всеобщая история. 1914 -1945 годы: 10 класс:
базовый уровень, АО «Издательство «Просвещение».
2. История. Сборники материалов для подготовки учащихся / ФИПИ. – М,: Издательство
«Легион».