Рабочая программа курса по выбору «Финансовая грамотность» для обучающихся 10-11 классов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса по «финансовой грамотности» для
учащихся 10-11классов. Программа рассчитана на 68 часов, 34 часа в 10 классе
и 34 часа в 11 классе. часов. Данный курс способствует формированию
универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании
образования при введении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО). Дети с ОВЗ обучаются
в инклюзивных классах и осваивают данную программу курса по выбору
совместно со всеми обучающимися.
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы
и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и
услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к их решению они часто не
готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше
возможностей по управлению собственными средствами, чем 5-10 лет назад,
и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты
плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент
времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний,
которыми мы располагаем.
Сегодня ребёнок готов учиться самому современному и необходимому.
Учиться сам и учить своих родителей. Научив ребёнка азам финансовой
грамотности, мы действительно сделаем первый шаг к массовому
финансовому образованию.
Обучение основам финансовой грамотности в школе является
актуальным, так как создает условия для развития личности подростка,
мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального
самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения.
Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся
применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в
обществе.
Обеспечивая
выполнение
Федеральных
государственных
образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного
образования для учащихся всех категорий, школа создаёт условия для
получения дополнительного экономического образования, в том числе его
прикладных аспектов - финансовой грамотности, основ потребительских
знаний в 10 классах в рамках факультативного курса.
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих

школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию, что достигается путём сознательного, активного
присвоения учащимися социального опыта. При этом знания умения и навыки
(ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов
целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и
сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Универсальные учебные действия (УУД) - это обобщённые действия,
обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям свойственен
широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном
материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении
других предметов. В этой связи, реализация программы «Основы финансовой
грамотности», выступает развивающим пространством способствующим
формированию универсальных учебных действий школьников на
экономическом содержании образования.
Целесообразность
программы «Основы финансовой грамотности»
заключается в овладении различными (в соответствии с ФГОС) видами
деятельности (самостоятельной проектной, исследовательской деятельностью
и др.) обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено
в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях
образования.
В осуществлении данного курса участвуют обучающиеся 10 классов. С
целью обучения школьников деятельности в соответствии с ФГОС
разработана программа «Основы финансовой грамотности».
Новизной данной программы является направленность курса на
формирование финансовой грамотности старшеклассников, на основе
построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим
применением, пониманием и использованием финансовой информации. На
настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование
ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он
базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который
обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них
формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также
необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки
согласно ФГОС последнего поколения.
Цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и
обоснованные решения в области управления личными финансами,
способности реализовать эти решения;

-создание
комфортных
условий,
способствующих
формированию
коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к
экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной
необходимости.
Задачи:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки по
повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического
образования учащихся;
- освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества
и инструментах управления личными финансами;
- овладение умением получать и критически осмысливать экономическую
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для
эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формирование основ культуры и индивидуального стиля экономического
поведения, ценностей деловой этики;
- воспитание ответственности за экономические решения.
Методы и формы обучения
Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе
организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии,
основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного
процесса, критическом анализе полученной информации различного типа,
деятельностные технологии, проектная, исследовательская деятельность,
игровая технология.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной
деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении
(репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практикоориентированные экономические задачи (продуктивная деятельность).
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса
«Основы финансовой грамотности»
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть
практическими
навыками
планирования
и
оценки
собственных
экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными
финансами.

Требования к уровню подготовки учащихся
Предметные результаты:
-приобретение школьниками компетенций в области финансовой
грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции
личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того,
изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия
грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге
поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты:
-развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе
сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и
прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков
менеджмента.
Личностными результатами:
-воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе
целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее
собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и
государства.
Данный курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что
повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным
как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для
личностного развития ученика.
Содержание программы:
Освоение содержания факультативного курса «Финансовая грамотность»
осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня
обществознания, истории, технологии, математики.

Содержание элективного курса «Финансовая грамотность» (10 класс)
10 класс
Тема 1. Доходы и расходы семьи. Лекционно-практические занятия.
Введение. Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет.
Тема 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься. Лекционные и игровые занятия.
Особые жизненные ситуации и как сними справиться. Ролевая игра
«Семейный бюджет».
Тема 3. Семья и государство и как они взаимодействуют. Лекционнопрактические занятия.
Налоги. Социальные пособия. Проект «государство –это мы!»
Тема 4. Финансовый бизнес, чем он может помочь семье? Лекционнопрактические занятия.
Банковские услуги. Собственный бизнес. Проект «Мой бизнес-план».
Зачёт
Тематическое планирование
Тема.
Доходы и расходы семьи
Риски потери денег и имущества и
как человек может от этого
защититься
Семья и государство и как они
взаимодействуют
Финансовый бизнес, чем он может
помочь семье?
Зачёт
Итого:

Кол.
часов
5
3
4
4
1
17

Календарно – тематическое планирование по элективному курсу
«Финансовая грамотность» (10 класс, 17 часов)
Наименование
раздела

Тема урока

Доходы и
расходы семьи.

Введение. Деньги

Колво
часов

Примерная
дата
проведения

1

8-13 сентября
2025 г.

2

22-27 сентября
2025 г.

Расходы семьи

1

06-11 октября
2025 г.

Семейный бюджет

1

20-25 октября
2025

Особые жизненные ситуации и
Риски потери
денег и
как сними справиться
имущества и как
человек может от
этого
защититься.
Ролевая игра «Семейный
бюджет»

1

10-15 ноября
2025 г

2

Налоги
Семья и
государство и как
они
взаимодействуют.

2

24-29 ноября
2025 г
08-13 декабря
2025 г
22-27 декабря
2025 г
19-24 января
2026 г

Доходы семьи

Финансовый
бизнес, чем он
может помочь
семье

Социальные пособия

1

02-07 февраля
2026 г

Проект «государство –это мы!»

1

16-21 февраля
2026 г

Банковские услуги

1

Собственный бизнес

1

16-21 марта
2026 г

Проект «Мой бизнес-план».

2

06-11 апреля

02-07 марта
2026 г

Зачёт

1

Итого

17 ч

2026 г
20-25 апреля
2026 г
11 -16 мая
2026 г

Список источников
1. А.П. Архипов Азбука страхования: Для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г.
2. Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. Алмосов Финансовая грамотность.
10-11 классы. Учебная программа М.: Вита-Пресс, 2016 г.
3. Н.И. Берзон Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 1011классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.
4. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012
г.
5. В.С. Савенок Как составить личный финансовый план и как его
реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. www.nlu.ru
2. www.banki.ru
3. www.banki.ru
4. www.nalog.ru
5. www.prostrahovanie.ru

Содержание элективного курса «Финансовая грамотность» (11 класс)
11 класс
Тема 1. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления»
(8 ч)
Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным
программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в
пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных
программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной
информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах;
формула расчета размера пенсии.
Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на
рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям. Формирование
навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач
на расчет размера пенсии по формуле.
Тема 2. «Собственный бизнес: как создать и не потерять» (11 ч.)
Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана;
самообразования для развития бизнеса, стартап, бух.учет, уставной капитал,
доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи.
Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг,
менеджмент.
Тема 3. «Риски в мире денег: как защититься от разорения» (6 ч)
Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической
ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и
кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться
на «хорошие» предложения.
Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть
осторожными с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации
на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ
полученной информации из различных источников.
Тема 4. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в
беду» (9 ч)
Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных
сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров на
страхование; виды страхования; различие обязательного и добровольного
страхования; поиски интерпретация актуальной информации в сфере
страхования; чтение договоров страхования. Зачёт.

Тематическое планирование элективного курса «Финансовая
грамотность» (11 класс)
Название раздела
Обеспеченная старость: возможности
пенсионного накопления
Собственный бизнес: как создать и не
потерять
Риски в мире денег: как защититься
от разорения
Страхование: что и как надо
страховать, чтобы не попасть в беду
Итого:

11 класс
(кол- во
часов)
8
11
6
9
34

Календарно – тематическое планирование по элективному курсу
«Финансовая грамотность», (11 класс, 34 часа)
Наименование
раздела

Тема урока

Обеспеченная
старость:
возможности
пенсионного
накопления

Собственный
бизнес: как
создать и не
потерять

Колво
часов

Примерная
дата
проведения

Что такое пенсия и кому она
положена

1

8-13 сентября
2025 г.

От чего зависит размер пенсии как
его увеличить

1

08-13 сентября
2025 г.

Как выбрать программу
пенсионного накопления

1

22-27 сентября
2025 г.

Обучающая

игра «Выбери
свой
негосударственный пенсионный
фонд»
Поиск
актуальной
информации на сайте
Пенсионного
фонда РФ, а
также других ресурсах
Творческое
занятие
– эссе
«Пенсионеры
— это самое
дорогое, что есть у государства».
(М. Гуськов)

1

22-27 сентября
2025 г.

1

06-11 октября
2025 г.

Решение практических задач и
тестов по теме «Риски в мире
денег: как защититься от
разорения».

2

Как создать стартап

1

10-15 ноября
2025 г

Кто может помочь в создании
стартапа

1

10-15 ноября
2025 г

Как разработать реальный
бизнес-план

1

24-29 ноября
2025 г

Расходы и доходы в
собственном бизнесе

1

24-29 ноября
2025 г

1
06-11 октября
2025 г.

20-25 октября
2025 г
20-25 октября
2025 г

Риски в мире
денег: как
защититься от
разорения

Страхование:
что и как надо
страховать,
чтобы не
попасть в беду

Налогообложение малого и
среднего бизнеса
С какими финансовыми рисками
может встретиться бизнесмен
Игра «Создаём свой бизнес»,
подготовительный этап
Игра «Создаём свой бизнес»,
часть II: этап игрового
моделирования
Игра «Стартап»

1

08-13 декабря
2025 г

1

08-13 декабря
2025 г

1

22-27 декабря
2025 г

1

22-27 декабря
2025 г

1

19-24 января
2026 г

Решение практических задач и
тестов по теме "Собственный
бизнес: как создать и не потерять"

2

Какие бывают финансовые риски.

1

02-07 февраля
2026 г

Что
такое
финансовое
мошенничество.
И
как
строятся финансовые
пирамиды
Как управлять
инвестиционными рисками

1

16-21 февраля
2026 г

1

16-21 февраля
2026 г

Коммуникативный
семинар
«Как избежать мошенничества
в сфере финансов?»
Решение практических задач и
тестов по теме «Риски в мире
денег: как защититься от
разорения»

1

02-07 марта
2026 г

2

02-07 марта
2026 г
16-21 марта
2026 г

Управление рисками и
страхование

1

16-21 марта
2026 г

О правильном страховании

1

06-11 апреля
2026 г

Идентификация рисков и
выбор страховой защиты

1

06-11 апреля
2026 г

Как
правильно
выбрать
страховщика
и
не
переплатить за страхование

1

20-25 апреля
2026 г

19-24 января
2026 г
02-07 февраля
2026 г

Как правильно заключить
договор страхования и защитить
свои
права при страховом
случае
Коммуникативный семинар
«Критерии выбора страховой
компании».
Игра «Хочу застраховать жизнь
и здоровье»
Зачёт

1

Итого:

34

20-25 апреля
2026 г

1

05-08 мая
2026 г

1

05-08 мая
2026 г

2

11 -16 мая
2026 г
11 -16 мая
2026 г

Список источников
6. А.П. Архипов Азбука страхования: Для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г.
7. Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. Алмосов Финансовая грамотность.
10-11 классы. Учебная программа М.: Вита-Пресс, 2016 г.
8. Н.И. Берзон Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 1011классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.
9. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012
г.
10.В.С. Савенок Как составить личный финансовый план и как его
реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.
6. Толкачёва С. В. Общестенные науки. Финансовая грамотность. Цифровой
мир. Методические рекомендации. 10—11 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций: базовый уровень/С.В.Толкачёва, Е. Б. Хоменко,
А.Г.Кузнецова. — М.: Просвещение, 2021г.
7. Толкачёва С.В. Финансовая грамотность. Цифровой мир:учебное пособие
для общеобразовательных организаций. Москва: Просвещение, 2019 г.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. www.nlu.ru
2. www.banki.ru
3. www.banki.ru
4. www.nalog.ru
5. www.prostrahovanie.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».