Рабочая программа коррекционно - развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся ЗПР (в. 4.2) 1 кл

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия»
разработана на основании нормативно-правового обеспечения:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации».
 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100).
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1598 от
19.12.2014 г.
 Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего образования» (зарегистрировано в Минюсте
РФ 20.04.2021 №63180).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
 Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021)
"Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность".
 Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О
сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”
 Положение об оказания логопедической помощи в МБОУ «Карагайская средняя
школа № 2» (Протокол педагогического совета №4 от 27.10.2021).
 Устав МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2»,
утверждённая постановлением администрации Карагайского муниципального
округа Пермского края от 01.07.2021 № СЭД-297-01-02-618.
Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии
всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а
также связной устной и письменной речи.

2.Общая характеристика коррекционного курса
Общая характеристика адаптированной программы логопедического
сопровождения обучающихся с ОВЗ СВ (слабовидящие)вариант - 4.2
Вариант 4.2 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает
образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений
по возможностям здоровья.
Данный вариант предполагает в большей степени коррекцию и развитие у
обучающихся нарушенных функций, профилактику возникновения
вторичных отклонений в развитии; оптимизацию процессов социальной
адаптации и интеграции обучающихся, планомерного введения в более
сложную социальную среду; развитие компенсаторных способов
деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

развитие познавательного интереса, познавательной активности; расширение
умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;
проявление социальной активности.
Обязательной является организация и создание образовательной среды,
включающей учет в процессе организации учебной и вне учебной
деятельности клинической картины зрительного заболевания обучающихся,
состояния основных зрительных функций, индивидуального режима
зрительных и физических нагрузок; систематическое и целенаправленное
развитие всех органов чувств; использование приемов, обеспечивающих
снятие зрительного напряжения и профилактику зрительного утомления;
доступность
учебной
информации
для
зрительного
восприятия
слабовидящими обучающимися; соблюдение
регламента
зрительных
нагрузок в соответствии с глубиной зрительных нарушений и клинических
форм зрительных заболеваний (в соответствии с рекомендациями
офтальмолога); увеличение времени на выполнения практических работ, в том
числе итоговых: при выполнении итоговых работ время на их выполнение
может быть увеличено в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным
для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;
обеспечение
доступности учебной информации для рационального
чередования зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного
материала; учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся в
зависимости от состояния их зрительных функций и уровня развития;
применении как общих, так и специальных методов и приемов обучения.
Слабовидящим характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в
некотором снижении динамики и накопления языковых средств,
выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием. У
детей наблюдаются особенности формирования речевых навыков,
недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и
пространственные отношения; трудности вербализации зрительных
впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный
запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика,
интонация) средствами общения, осуществления коммуникативной
деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования
средств общения).
Все обучение в начальных классах имеет коррекционно-развивающую
направленность. Содержание этого направления представлено коррекционноразвивающими занятиями (логопедическими и психо-коррекционными
занятиями) и ритмикой.
3.Место коррекционного курса учебном плане.
Коррекционная программа осуществляется на логопедических занятиях,
проводимых на базе организованного при общеобразовательной организации
логопедическом пункте; осуществление коррекционно-развивающего процесса
не только через содержание предметных и коррекционно-развивающей
областей и специальных курсов, но и в процессе логопедической работы

(индивидуальной/подгрупповой).
Основной формой организации учебных занятий по курсу «Коррекция
нарушений устной и письменной речи» является коррекционное занятие. Для
реализации
описанного
курса
используются
следующие
формы
логопедической работы: - индивидуальные занятия. На индивидуальных
занятиях имеется возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком,
активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой
дефект.
Возраст детей: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год обучения-66 часов
Режим занятий: Периодичность занятий – 2 раз в неделю, продолжительность
группового занятия: от 30 – до 40 минут.
Форма организации деятельности
(фронтальные), индивидуальные.

детей

на

занятии:

групповые

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
коррекционного курса.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- принимать статус «ученика», внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе:
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям
других людей;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результатов;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний
других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания:
точка или многоточие, точка или восклицательный знак);
- достаточно сформирована произвольная направленность внимания на
звуковую сторону речи.
Предметные результаты:
- правильность и скорость фонемного анализа и синтеза;
- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения;
- умение узнавать и различать гласные и согласные звуки, отличать буквы и
звуки;
- разделять слово на слоги с использованием графических схем;
- обозначать гласные, твердые, мягкие, звонкие и глухие согласные на письме;
- обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами второго
ряда и буквой мягкий знак;

- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова,
обозначающие предмет, его признак, действие;
- правильно записывать предложения - употреблять прописную букву
в начале, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак
в конце предложения;
- выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
- выделять из короткого текста предложения, определять главную мысль
предложения;
- определять тему текста, его главную мысль;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками,
восстанавливать предложения и текст с заданным звуком;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
- различать предложение, словосочетание, слово;
- понимать смысловое значение интонации;
- готовность к восприятию орфограмм, правописание которых основано на
полноценных представлениях о звуковом составе слова;
- правильность и скорость перевода фонемы в графему при выполнении
репродуктивных заданий (списывание, диктант);
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности с
помощью учителя;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с образцом;
- различать способ и результат деятельности;
- использовать знаково-символические модели для решения учебных и
практических задач. (нужна точка с запятой)
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. (нужна
точка с запятой)
- адекватно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников; (нужна точка)
-Познавательные:
- строить адекватное учебной ситуации речевое высказывание в устной форме;
- стремиться к смысловому прочтению текста в соответствии с учебной
задачей, извлекать необходимую информацию из прослушанных, прочитанных
текстов, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- выделяет доступную для осмысления и практической реализации
познавательную цель с помощью педагога;
- расширять свои представления об окружающем мире в процессе
актуализации знаний по лексическим темам;

- соблюдать орфографические правила написания слогов, слов, предложений;
- различать предмет и его название, ставить к словам вопросы,
дифференцировать названия предметов и действий;
- уметь заканчивать предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов;
- овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета.
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
- работать в паре, подгруппе, выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Коммуникативные:
- выражать собственное мнение, адекватно использовать речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач;
- владеть диалогической формой речи (отвечать на вопросы, задавать вопросы,
уточнять непонятное);
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать
и определять очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить;
- использовать речь для регуляции своих действий, уметь договариваться,
находить общее решение;
5.Основное содержание коррекционного курса
Курс направлен на предупреждение и преодоление специфических
ошибок на письме, формирование речевых средств для развития речи в
процессе общения и обучения. А также на овладение учащимися
совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному
речевому общению в устной и письменной форме, на формирование
коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной
адаптации обучающихся в обществе.
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена
на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении
предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и
действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует
трудности достижения метапредметных результатов.
Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся строится
с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и
особенностей речевого дефекта обучающихся.
Основные этапы коррекционно-логопедической работы:
I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)
II этап – коррекционный (16 сентября – 15 мая)
III этап – оценочный (16 мая – 31 мая)

I этап – диагностический.
Проводится комплексное логопедическое обследование устной и письменной
речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития обучающегося
и позволяет определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести
речевого дефекта.
Также данный этап включает в себя:
- сбор и анализ анамнестических данных;
- психолого-педагогическое изучение детей;
- обработка результатов обследования;
- определение прогноза речевого развития и коррекции;
- комплектование подгрупп и определение необходимости проведения
индивидуальных логопедических занятий на основе диагностических данных;
- заполнение речевых карт обучающихся;
- планирование коррекционно-логопедической работы и составление рабочей
программы коррекционно-логопедической работы (с учётом программных
требований по русскому языку);
- составление расписания занятий;
II этап – коррекционный.
Организация проведения индивидуальных и подгрупповых коррекционно развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и
письменной речи.
развитие психологической базы речи (развитие и активизация познавательной
деятельности, коммуникативной и регулирующей функции
речи) профилактика, коррекция и компенсация речевых нарушений;
обеспечение условий для приобретения обучающимися знаний, умений,
навыков, необходимых для успешного усвоения материала по русскому языку;
Длительность данного этапа коррекционного обучения каждого конкретного
ребёнка определяется характером и степенью выраженности речевого
нарушения, а также динамикой его коррекции.
III этап – оценочный.
проведение итоговой диагностики устной и письменной речи обучающихся;
проведение анализа логопедической работы;
отслеживание динамики развития устной и письменной речи обучающихся
(мониторинг);
выводы и рекомендации на основе мониторинга;
определение перспективы дальнейшей работы.
Нарушения речи у большинства обучающихся носят характер общего
недоразвития речи, а также специфические нарушения письменной речи, для
которых характерно:
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- замены или смешения букв по акустико-артикуляторному сходству;
- пропуск, перестановка, вставка букв и слогов;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- снижение словарного запаса;
- нарушение сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются
нарушения последовательности событий);
- нарушение чтения;
Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на
речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Курс предусматривает построение коррекционно-развивающего обучения с
учетом зрительного диагноза и психофизиологических особенностей
младших школьников с нарушением зрения, данным обучающимся характерно:
(нужна редакция)
- снижение динамики и накопления языковых средств, слабой связи речи с
предметным содержанием, недостаточный запас слов, обозначающих признаки
предметов и пространственные отношения;
- трудности вербализации зрительных впечатлений;
- трудности овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас,
грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация)
средствами общения;
- замедленный темп формирования зрительного образа буквы, замедленное
овладение письмом и чтением;
- трудности зрительного контроля, замедленный зрительный анализ и синтез;
- снижение общей и зрительной работоспособности;
- замедленное формирование предметно-практических действий;
- низкий уровень развития зрительно-моторной координации;
- обедненность чувственного опыта, трудности в предметно-практической и
учебно-познавательной деятельности;
- снижение объема памяти;
- общая моторная недостаточность, трудности формирования двигательных
навыков;
- несформированность полисенсорного опыта;
- снижение уровня эмоционального восприятия;
- трудности осуществления коммуникативной деятельности (трудности
восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения).
- снижение уровня развития мотивационный сферы;
При реализации коррекционно-логопедической работы также необходимо
учитывать особые образовательные потребности, характерные для
слабовидящих обучающихся, к ним относятся:
- активное использование в учебно-познавательном процессе речи как
средства компенсации нарушенных функций;
- целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет
развития всех анализаторов и зрительного восприятия;
- расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных
представлений, формирование и расширение понятий;
- целенаправленное развитие сенсорно- перцептивной деятельности;

-развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы
компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной
группы обучающихся;
- обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия
слабовидящими обучающимися;
- учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося:
зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени
нарушения зрения;
- учет темпа учебной работы и зрительной нагрузки (обязательное включение
в занятия зрительной гимнастики);
- увеличение времени на выполнение практических работ;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений, создание условий
для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и
общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных
(доступных) видах деятельности;
Также данный курс «Коррекция развития устной и письменной речи»
предусматривает также осуществление тесной преемственности между
уроками
логопедии, русского языка, чтения и развития речи. Материал
организован по принципу от простого к сложному. На каждом новом этапе
предыдущий материал вновь повторяется, но на обобщенном уровне, и
включается в более сложную логическую задачу. Такой метод помогает
ребенку воспринимать знания системно и лучше понимать материал.
Специфика курса проявляется в учебно-тематическом планировании. В
процессе обучения предусматривается обязательное сочетание развития речи,
сенсорных функций, мелкой и общей моторики, познавательной деятельности,
то есть формирование речи у детей с нарушением зрения, как целостной
психической функции, как средство развития мыслительных операций.
Методы обучения не отличаются от общепедагогических методов, но эти
методы к детям с нарушением зрения применяются с учетом коррекционной
направленности:
− Словесные методы – беседа, объяснение, сравнение, рассказ, диалог,
монологическая речь, вербализация – речевые средства анализа,
доказательства, рассуждения.
− Наглядные методы – наблюдение, демонстрация реальных предметов,
муляжей, дидактических пособий, опорные таблицы; мультимедийные
презентации;
− Практические методы отражают внешние формы деятельности учителя и
учащихся (устные, письменные и комментированные упражнения);
− Дидактическая игра, как имитационная модель совместной организации
игровой обучающей деятельности (ролевые игры; игровые обучающие,
проблемные ситуации);
− Репродуктивные методы в сочетании с элементами проблемных и
частично-поисковых методов
управления
самостоятельной работой
обучающихся;
− Методы контроля и самоконтроля.

Предусмотрены практические и теоретические занятия. Теоретические
занятия направлены на получение учащимися знаний в области фонетики,
лексики, морфологии, грамматики и синтаксиса. Практические занятия
способствуют переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по
применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом
требований ситуации и контекста.
Коррекционная работа строится на фонетико-фонематическом, лексическом и
синтаксическом уровнях.
Коррекционная работа на фонетико-фонематическом уровне предполагает
решение следующих задач:
− развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным);
− развитие фонематического анализа и восприятия (звуковой анализ;
дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики).
Коррекционная работа на лексическом уровне предполагает решение
следующих задач:
− количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их
значений);
− качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и
эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и
словосочетаний);
− формирование культуры речи (устранение слов-паразитов, искаженных
просторечных, жаргонных слов);
− развитие слогового анализа и синтеза;
•
наблюдение за явлениями синонимии и антонимии слов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне предполагает решение
следующих задач:
− усвоение обучающимися сочетаемости слов в предложении, осознанное
построение предложений
− обогащение фразовой речи обучающихся.
Данный курс способствует устранению специфических ошибок на письме:
− - нарушение слуховых дифференцировок на уровне буквы, слога, слова,
словосочетания, предложения и текста;
− - замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству
− (звонкие- глухие согласные, лабиализованные гласные, соноры,
свистящие и
− шипящие звуки, аффрикаты).
Основные направления работы:
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
3. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В
случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.
4. Развитие слуховых дифференцировок.
Проводится дифференциация и определение положения оппозиционных
звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста) с опорой

на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические
нарушения.
5. Развитие лексического запаса. Активизация и уточнение имеющихся слов
в пассивном словаре, обогащение и расширение словарного запаса.
Построение по цикличному принципу предполагает повторение лексической
тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой
материал, формы звукового анализа и синтеза).
6. Развитие грамматического строя речи.
7. Развитие связной речи (использование в речи детей моделей предложений в
различных синтаксических конструкциях).
8. Закрепление и развитие навыков чтения и письма.
9. Развитие и совершенствование психологических предпосылок и
коммуникативной готовности к обучению.
Формы работы на занятии:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития зрительно-пространственной ориентации (общая
моторика, мелкая моторика);
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- развитие фонематических процессов;
- работа со словами, звукослоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- работа над текстом;
- уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;
- развитие связной речи.
В содержании присутствуют разделы:
I. Речь. Предложение.
II. Слог. Слоговой анализ. Перенос слов.
III. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных звуков.
IV. Мягкий знак.
V. Согласные звуки и буквы. Дифференциация согласных звуков.
I. Речь. Предложение.
Слово и предложение - единицы речи. Язык как средство общения людей
(общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово,
предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения).
Осознание роли языка и речи в жизни человека. Связь слов в предложении.
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и
различия). Выделение предложений в устной и письменной речи. Определение
существенных признаков предложения: законченность мысли и интонацию
конца предложения; соблюдение в устной речи интонации конца предложений.
Составление предложений по схеме, рисунку, на определённую тему. Устные и
письменные
упражнения
в
составлении
нераспространенных
и
распространенных
предложений.
Восстановление
деформированных
предложений. Устные и письменные упражнения в составлении предложений с

разной эмоциональной окраской: выражение радости, восторга, удивления,
вопроса, повествования. Выделение предложений из текста.
Лексическая тема: «Времена года».
Предложение и текст как единицы речи. Связь предложений в тексте. Текст единица речи. Уметь передавать содержание текста. Выделение предложения
из рассказа, состоящего из двух-трех предложений. Признаки текста.
Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Тема текста. Связь
по смыслу предложений в тексте.
II. Слог. Слоговой анализ. Перенос слов.
Слоговой анализ.
Слогообразующая
роль гласных. Ударение.
Преобразование слогов в слова. Прямые и обратные слоги. Открытые и
закрытые слоги. Звуковой состав слогов. Различение слогов со звонкими и
глухими согласными. Слоги с твердыми и мягкими согласными. Деление слов
на слоги с буквами и и й. Перенос слова. Перенос слов по слогам. Слова,
которые нельзя переносить. Отличие деление на слоги и деление слов для
переноса. Знать правила переноса и уметь переносить слова. Лексическая тема:
«Осень. Сбор урожая».
III. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных звуков.
Понятия «звук» и «буква». Гласные и согласные звуки (их признаки).
Уточнение способа образования гласных звуков. Роль звуков в различении
смысла слов. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Дифференциация гласных звуков.
Уточнение роли гласных II ряда.
Обозначение мягкости согласных гласными буквами. Определение ударного
и безударного слога в слове. Установление соотношения звукового и
буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким
знаком — показателем мягкости согласного звука. Дифференциации фонем,
имеющих акустико-артикуляционное сходство, гласных I-II ряда в слогах, в
словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Сравнение, группирование
слова по указанным характеристикам звуков.
Распознавание гласных звуков и букв, уметь наблюдать за произношением
слов и проводить звуковой анализ. Коррекция фонематического слуха через
выделение определённого звука в процессе упражнений.
Лексические темы: «Деревья в нашем парке», «Перелётные птицы», «Явления
природы осенью», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и
их детёныши».
IV. Мягкий знак.
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.
Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Мягкий знак
в функции разделения. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Дифференциация слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком в
функции смягчения и разделения. Лексическая тема: «Животные севера».
V. Согласные звуки и буквы. Дифференциация согласных звуков.
Различение гласных и согласных звуков. Уточнение артикуляции согласных
звуков. Различение согласных звуков изолированно и в словах (устно и при
письме). Звонкие и глухие согласные, особенности произношения.

Сопоставление значения слов в связи с изменением букв, обозначающих
парные звонкие и глухие согласные. Различение мягких и твёрдых согласных
звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных
звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и
непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Дифференциация звуков
изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Упражнение на определение слов с сомнительной согласной в предложениях,
текстах с последующим анализом и записью.
Лексические темы: «Одежда. Сезонная одежда», «Обувь. Сезонная обувь»,
«Явления природы зимой», «Зима и зимние забавы», «Зимующие птицы»,
«Мебель»,
«Домашние
электроприборы»,
«Семья»,
«Профессии»,
«Транспорт», «Весна. Весенние явления», «Насекомые».
Содержание образовательной программы - 1 класс (Вариант 4.2.)
Предложение (3 часа)
Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения.
Интонационная законченность предложения. Составление предложений из трѐх
слов.
Слово (3 часа)
Слово (понятие).
Многозначные слова.
Различение понятий «Слово-предложение».
Слоговой анализ и синтез слов (3 часа)
Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков.
Определение порядка слогов в слове.
Составление слов из слогов.
Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов (3 часа)
Знакомство с органами речи. Образование звуков речи. Работа над
функциональным дыханием.
Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в
слове. Различие звуков и букв.
Ударение (2 часа)
Ударение. Соотношение слова с его ритмическим рисунком.
Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного слога в слове, его
ударного гласного.
Гласные и согласные звуки (3 часа)
Образование гласных звуков.
Образование согласных звуков.
Дифференциация гласных и согласных звуков.
Звонкие и глухие согласные (8 часов)
Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных.
Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи.
Дифференциация [д-т] в устной и письменной речи.
Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи.
Дифференциация з-с в устной и письменной речи.

Дифференциация в-ф в устной и письменной речи.
Дифференциация ш-ж в устной и письменной речи.
Дифференциация [ч-щ] в устной и письменной речи.
Сонорные согласные (3 часа)
Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р.
Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и
словах.
Развитие связной речи (3 часа)
Обучение последовательному пересказу по вопросам.
Обучение последовательному пересказу с опорой на действия.
Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.
Использование лексических тем
«Осень». «Овощи и фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов
родного края. «Дикие животные». «Детеныши диких животных». «Рыбы».
«Школьные принадлежности». «Части предметов». «Птицы». «Домашние
животные». «Детеныши домашних животных». «Зима». Особенности зимы
нашего края. «Весна». Особенности весны нашего края. «Цветы и растения».

6.Тематическое планирование коррекционного курса
Учебно-тематический план 1 класс. 2
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Раздел, тема
Диагностика
Предложение
Слово
Слоговой анализ и синтез слов
Звуковой анализ и синтез слов
Ударение
Гласные и согласные звуки
Звонкие и глухие согласные
Сонорные согласные звуки
Развитие связной речи
Диагностика

час

Всего:

4
3
3
9
10
2
9
10
6
6
4
66

Количество часов на освоение тем программного материала может меняться в
зависимости от уровня подготовки, речевых возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ

Календарно – тематическое планирование

№

Тема занятия

Час. примечание

1

Понятие о предложении.

1

2

Большая буква в начале предложения.

1

3

Интонационная законченность предложений.

1

4

Составление предложений из 3-х слов.

1

5

Слово (понятие).

1

6

Многозначные слова.

1

7

Различение понятий «слово-предложение».

1

8

Выделение первого слога в слове.

2

9

Слогообразующая роль гласных в слове.

2

10 Определение порядка слогов в слове.

2

11 Составление слов из слогов.

3

12 Знакомство с органами речи. Образование звуков речи.

1

13 Работа над функциональным дыханием. Выделение
первого звука в слове.
14 Определение количества и места звуков в слове.
Различение звуков и букв.
15 Ударение. Соотношение слова с его ритмическим
рисунком.
16 Смыслоразличительная роль ударения. Выделение
ударного слога в слове.
17 Образование гласных звуков.

2

18 Образование согласных звуков.

3

19 Дифференциация гласных и согласных звуков.

2

20 Уточнение артикуляции и акустических признаков
звонких и глухих согласных.
21 Дифференциация Б-П в устной и письменной речи.

2

22 Дифференциация Д-Т в устной и письменной речи.

2

23 Дифференциация Г-К в устной и письменной речи.

2

2
1
1
3

2

24 Дифференциация З-С в устной и письменной речи.

2

25 Дифференциация В-Ф в устной и письменной речи.

2

26 Дифференциация Ш-Ж в устной и письменной речи.

2

27 Дифференциация Ч-Щ в устной и письменной речи.

2

28 Звук и буква Л. Звук и буква Р.

2

29 Дифференциация Р-Л в слогах и словах.

2

30 Дифференциация Р-Л в предложениях.

2

31 Обучение последовательному пересказу по вопросам.

2

32 Обучение последовательному пересказу с опорой на
действие.
33 Обучение последовательному пересказу с опорой на
предметные картинки.

2
2

7.Контрольно- измерительные материалы.
1 класс.
Учащиеся должны знать:
-конструкцию предложения;
- основное отличие звука от буквы;
- звукобуквенный анализ и синтез слов; слоговой анализ слова.
Учащиеся должны уметь:
-вычленять звуки из слова, правильно их
произносить;
-отличать гласные звуки и буквы от согласных;
-распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и
шипящие согласные звуки и буквы;
-обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ѐ, и,
ю, я;
-делить слово на слоги;
-выделять в слове ударный слог;
-правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале,
точку в конце предложения;
-пересказывать несложные тексты.

8.Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Методическое обеспечение программы.
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов. - Москва, Просвещение, 1991.
2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной
работы логопеда на школьном логопункте. – Москва, Просвещение, 1991.
3. Козырева Л.М. Как образуются слова. – Ярославль, Академия развития,
2001.
4. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. – Ярославль, Академия
развития, 2001.
5. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. – Ярославль,
Академия развития, 2003.
6. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. – Ярославль, Академия
развития, 2003.
7. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. – Ярославль,
Академия развития, 2001.
8. Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. – Ярославль,
Академия развития, 2003.
10. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. –
Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
11. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у
младших школьников. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,
1997.
12. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Русский язык. Материалы для
проведения контрольных и проверочных работ. 1-4 классы. - Москва, АСТ АСТРЕЛЬ, 2001.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».